Суть проекта: на домах, откуда в годы «большого террора» 1936-1938 годов органы госбезопасности забирали советских граждан и позже по надуманным обвинениям расстреливали, размещается специальная памятная табличка. Это небольшая пластина размером с лист формата А5, сделанная из толстой нержавеющей стали с цинковым покрытием. На табличке вручную, с использованием советского шрифта «ГОСТ» выбит текст: кто, откуда, кем работал, когда расстрелян. Это не мемориальная доска, это информационный памятный знак, не требующий согласований в городской администрации. Нужно лишь согласие собственника здания.
Первые таблички с именами репрессированных появились на московских домах в декабре 2014 года. Чуть позже к акции подключились и другие российские города, и в числе первых — Пермь.
«Каждый памятный знак создается по инициативе конкретного человека, им же оплачивается и устанавливается с его участием. Проект не может быть профинансирован оптом», — рассказал Сергей Пархоменко.
Все таблички вместе образуют памятник жертвам террора. Это пример «пиксельного, точечного памятника», убежден общественный активист. В отличие от памятника, так скажем, в классическом исполнении — большого объекта на площади — «Последний адрес» способен меняться.
«Проект не имеет финала, у него есть только начало, — рассказывает Сергей Пархоменко, — на данном этапе мы устанавливаем памятные таблички в память о расстрелянных в годы большого террора 1936-1938 гг. А какое количество людей погибло в лагерях, у скольких были искалечены судьбы? И почему только 30-е годы?».
Нужно было с чего-то начать, поэтому первыми, кому посвящены памятные таблички, — расстрелянные советские граждане. По базе «Мемориала», это около 3 млн человек по всей стране. В Пермском крае местные активисты общества говорят о 7 474 жертвах террора, и это только те, кто был реабилитирован.Дизайн таблички разработал известный российский архитектор и художник Александр Бродский. Пермяки могут его вспомнить по «Ротонде», сделанной из старых дверей, и не раз подвергавшейся нападкам противников «культурной революции».
«Дизайн намеренно бедный, скромный, почти незаметный. Пробовали сделать надпись лазерной гравировкой, получается аккуратно, но безжизненно», — рассказывает Сергей Пархоменко.
Кто финансирует этот проект? Осенью прошлого года инициаторы «Последнего адреса» собрали на краудфандинговой площадке около 1,5 млн руб. Поддержку оказал и фонд первого российского президента Б.Н. Ельцина. Инициаторы проекта не просят бюджетной поддержки. «Нам от власти, в принципе, вообще ничего не нужно в этом проекте», — говорит Пархоменко. Нужна лишь «разумная позиция города», то есть просто «чтобы не мешали».
Стоимость знака довольно внушительная — около 4 тыс. руб. Надо полагать, это один из самых серьезных сдерживающих факторов развития проекта. Тем не менее, желающие принять участие в проекте точно будут, убежден председатель пермского отделения общества «Мемориал» Роберт Латыпов.