Последние адреса Тютрюмовых

| dzen.ru | 10 октября 2023

Памятный знак в Томске

8 октября 2023 в Томске был установлен Памятный знак учителю, расстрелянному за «участие в монархической организации».

Табличку с именем репрессированного томича Сергея Порфирьевича Тютрюмова установили на фасаде дома на Герцена, 33. Учителя истории школы № 2 расстреляли в марте 1938 года.

По версии следствия, Тютрюмов был причастен к кадетско-монархической повстанческой организации «Союз спасения России», которая якобы должна была с оружием свергнуть советскую власть. Спустя 18 лет Сергея Тютрюмова посмертно реабилитировали.

Из письма Елены Шакуновой, внучки Сергей Порфирьевича Тютрюмова, в адрес сотрудников Мемориального музея, 2020 год:

«Для нашей семьи очень важно, чтобы о нашем дедушке сохранилась память, особенно для моей мамы. Она специально, после окончания Московского института взяла распределение в Томск, чтобы найти сведения, разыскать захоронение отца, которого она никогда не видела и добиться его реабилитации. В Томске она работала в типографии инженером-технологом. Позже мама выяснила, что типография находится в бывшем здании НКВД, где приводили смертный приговор в исполнение.
Моей маме Татьяне было всего 3 недели, когда его арестовали, а старшей дочери Кире 3 года. Его жену Евгению объявили женой врага народа, девочек воспитывала мама Сергея Порфирьевича Тютрюмова, бабушка Вера Вендрих.
На её запросы и письма о судьбе сына из НКВД приходили одни и те же ответы, что его посадили на 10 лет без права переписки. Мама вспоминает, что несмотря на то, что им с бабушкой очень тяжело жилось, порой нечего было есть, бабушка регулярно собирала передачи для сына, отдавая последнее, занимая деньги. Из того, что я знаю Сергей Порфирьевич в Томске работал инженером на заводе, был директором школы юношеской гимназии № 2. У него было два высших образования. Его дочери обе живы. Мама профессиональный музыкант, до сих пор работает, преподает скрипку в музыкальной школе ей 82, Тетя Кира стала врачом анестезиологом. Много лет проработала в Первой Градской больнице города Москвы».

На открытие таблички «Последнего адреса» в Томске на стене дома №33 по улице Герцена приехали из Москвы потомки Сергея Тютрюмова. Много теплых слов было сказано на церемонии.

«Трудно разорвать память поколений. Она настолько сильная, что героическая жизнь наших предков дала вам силы и возможность сделать невозможное преодолеть по сути застенки НКВД. Мы благодарны, что вы смогли помочь связать наше поколения с нашим дедушкой. Не смогла дочь найти его могилу, а вы дали возможность теперь приезжать сюда, как к праху своего дедушки»...
«Томск важный город для нашей семьи. Мама считает его родиной. Мы очень рады, что смогли приехать, что память о нашем дедушке будет сохранена. Нам это очень важно!»
«Мы благодарны движению "Последний адрес" за то, что им не безразлична жизнь людей, которых они совсем не знают».
Тютрюмов Сергей Порфирьевич. Фото б/г. Источник: архив музея

Учитель Сергей Тютрюмов

Сергей Порфирьевич Тютрюмов родился в 1905 году на станции Мытищи Северной железной дороги Московской губернии. Сергей Тютрюмов получил высшее образование закончил Московский педагогический институт, членом ВКП(б) он никогда не был.

В 1937 году его семья проживала в Томске. Семья это жена Евгения Марковна, трехлетняя дочь Кира и новорожденная Татьяна. Сергей Порфирьевич работал учителем истории в Томской школе № 2.

Тютрюмов был арестован 15 февраля 1938.

По материалам дела, которые запросили потомки Сергея Порфирьевича, видно, что было проведено всего два допроса 18 февраля проведен короткий допрос, задавали анкетные вопросы о семье, родителях, о работе, о том, с кем знаком. Весь протокол допроса уместился на одной странице. Ни одного вопроса по существу обвинения задано не было.

Протокол второго допроса, проведенного на следующий день, 19 февраля, составлен по классической схеме групповых дел обвиняемого «изобличают» показаниями другого обвинямого и он все «признает» и называет следующего в этой цепи сплетенной паутины, которого «завербовал» он сам. Протокол допроса подписан Оперуполномоченным 3-го отдела Щербининым и начальником 3-го Отдела Томского ГО НКВД Романовым.

«Названная организация была создана быв. князем Волконским по заданию зарубежной белогвардейской организации "Российский Общевоинский Союз" и активно готовилась к вооруженному восстанию в момент войны фашистских стран против СССР...
Кроме вербовки новых члено к.р. монархической организации являлся активным участником к.р. сборищ, на которых обсуждались вопросы борьбы с соввластью.
Клеветал на руководителей партии и правительства. Среди учащейся молодежи распространял к.р. идеи троцкистско-бухаринской банды. Одобрял террористические действия расстрелянных врагов народа.
В моменнт восстания должен был принять участие в одном из повстанческих отрядов».

В тот же день, 19 февраля 1938 года, Щербинин подписал протокол об окончании следствия.

В обвинительном заключении указано, что бывший дворянин Тютрюмов С.П. являлся «активным участником кадетско-монархической повстанческой организации, именовавшей себя "Союз спасения России"».

Решением тройки УНКВД Новосибирской области от 2 марта 1938 приговорен к ВМН как участник контрреволюционной кадетско-монархической организации. Расстрелян 7 марта 1938.

Из рассказа внучки Сергея Тютрюмова:

Я особенно благодарна людям, которые спасли нашу бабушку и маму. Когда дедушку арестовали, была зима, февраль. Маме намекнули, что скоро придут и за ней. А потом их выселили из квартиры и выгнали на улицу. С маленькими детьми маме тогда было 2,5 года, ее сестренке всего 20 дней они остались на морозе. Люди, которые жили в этом доме, спрятали их в сарае. По ночам, рискуя жизнью, приносили им еду. Благодаря этому они выжили.
Евгения Марковна чудом смогла уехать из Томска с двумя маленькими детьми в Москву. Поскольку она была женой «врага народа», найти работу было очень сложно. Ее взяли разнорабочей на сахарный завод в городе Очаково. Там были тяжелейшие условия труда, люди работали по колено в воде круглый год, жили в бараках. Маленьких Таню и Киру забрала к себе их бабушка, мама Сергея Порфирьевича, Вера Алексеевна Вендрих. По словам моей мамы (Тани Тютрюмовой), Вера Алексеевна 10 лет ждала сына, а Евгения Марковна мужа»...
Выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Новосибирской области от 2 марта 1938. Источник: Материалы следственного дела

Сергей Порфирьевич Тютрюмов был реабилитирован Томским облсудом в феврале 1956 «за отсутствием состава преступления». Но даже и тогда ответов, какой была его судьба, не было. Только в 90-е годы стало известно о том, что он был расстрелян. А копию следственного дела потомкам удалось получить только пару лет назад.

Музыкальный педагог Феофания Тютрюмова

На фото — Пианистка Тютрюмова Ф.Н. (в центре), скрипач Медлин Я.С. (слева). Источник: ТОКМ

1871–1937) музыкальный педагог, преподаватель, завуч Томского музучилища. Расстреляна в 1937году.

Тютрюмова Феофания Николаевна (1871–1937) музыкальный педагог, преподаватель, завуч Томского музучилища. Расстреляна в 1937 году.

Феофания родилась в Красноярске, в семье потомственных дворян. Музыке училась в Петербурге, у известного профессора Боровки, экстерном сдала за курс Петербургской консерватории. В Томск приехала в 1901, уже имея за плечами опыт концертной и педагогической работы. Сначала преподавала в Томских музыкальных классах, которые были учреждены в Томске за восемь лет до её приезда в Томск, а в 1908 учредила свою частную музыкальную школу, в которой на высоком уровне велось преподавание фортепиано, скрипка, виолончель, теория музыки, сольное пение и другие дисциплины. Ученики школы вместе со своими педагогами с успехом давали концерты.

После Февральской революции в Томске на базе музыкальной школы Тютрюмовой и музыкальной школы хорового певческого общества была учреждена и первого сентября 1917 открыта Первая сибирская народная консерватория, в которой Феофания Николаевна продолжила свою педагогическую деятельность.

С установлением в Томске советской власти учрежденная в 1917 консерватория была преобразована в Высшую музыкальную школу, куда перешли педагоги и учащиеся консерватории. Впоследствии школа была преобразована в Томское музыкальное училище, в котором Тютрюмова долгие годы вела класс пианистов. Из её класса вышли такие блестящие педагоги детской музыкальной школы при Томском музучилище, как Вера Богомолова, Евгения Беневоленская. Её ученик Иннокентий Купрессов стал профессором Уральской консерватории, а Лев Степанов композитором, лауреатом Госпремии.

Из записок Т.А. Никольской:

Мне вспоминается один педагог, которая как-то сказала: «Надо, чтобы студент не только уважал тебя, надо, чтобы студент любил тебя». Уважал и любил! Вот это то, что я испытывала только к двум-трем своим педагогам, и первой из них была Фофочка, как мы ее любовно называли Феофания Николаевна Тютрюмова.

Как же она умела распекать нас за невыученный урок! Нет, она никогда не повышала голоса, и я не помню, что она говорила, но говорила тихо, как-то проникновенно, а у нас текли слезы...

Ох, как трудно тогда приходилось преподавателям! Был сложный период... На Чайковского косились пессимист, упадничество. Рахманинов и Скрябин эмигранты, их не рекомендовали исполнять. Однако допускались на сцену низкопробные «Кирпичики», «Беспризорники», «Рельсы» Дешовова, о котором Медлин, грустно покачав головой, промолвил: «Ничего не скажешь, Дешовов дешовка».

В техникуме был какой-то вечер. Начинаться он должен был с «Интернационала». Играла я. Помню, что играла свободно, уверенно, с подъемом. Закончила, вышла со сцены, тут кто-то бросил мне на ходу Фофочка сказала: «Хорошо Таня сыграла». Это была высшая награда и она запомнилась на всю жизнь!..

Все крупные артисты, выезжавшие на гастроли в Сибирь, никогда не миновали Томска. Томск считался музыкальным городом, где концерты проходили с аншлагом. Мы, тютрюмовцы, ходили на все концерты гастролеров. Не пойти было нельзя, знали, что завтра Фофочка будет спрашивать тебя о концерте. Сказать, что не была, и получить уничтожающий взгляд-вопрос «Как это не была?» было невозможно! Да и как можно было упустить случай послушать хорошую музыку, расширить свой кругозор?! Именно к этому стремилась и Феофания Николаевна...

Тютрюмова умела проявить заботу о человеке, о своем или чужом ученике. В 1928 году закончила техникум наша «звездочка» скрипачка Женя Михайловская. Ей, конечно, надо было ехать в Москву, продолжать образование, но средств не было, а без них не поедешь. Феофания Николаевна предложила устроить платный концерт в ее пользу. Билеты распространяли мы, учащиеся. Никогда не забуду: маленькая, хрупкая девочка в школьном форменном платье без фартука играла «Трели дьявола» Паганнини, а педагоги смотрели на нее с такой любовью! Надежды их оправдались: Женя закончила консерваторию и до конца своих дней играла в оркестре театра Советской Армии...

Вечера отдыха в техникуме бывали очень редко, так как предвыходные, выходные и праздничные дни все мы были заняты на концертах. Но однажды был такой вечер, на котором возник шутливый спор: «Кто кого?» Алексей Пешков, тогда еще студент, уверял, что может танцевать без конца, а Феофания Николаевна со смехом уверяла, что она может играть вальс дольше, чем Пешков будет танцевать.

А ну, давайте! Феофания Николаевна села за рояль и заиграла вальс. Это была импровизация, попурри из вальсов. Пешков со своей дамой носился в вихре вальса и подтрунивал над Фофочкой:

А мы еще не устали!

Больше часа они танцевали, а я наблюдала, любуясь игрой Феофании Николаевны... Победила она, Алексей сдался...

Памятный знак в Томске 8 октября 2023 в Томске был установлен Памятный знак учителю, расстрелянному за «участие в монархической организации».-8

В 1937 году ей исполнилось 65 лет, когда органами НКВД был арестован её коллега, многолетний друг и товарищ, директор училища Яков Медлин, а также педагоги музучилища Алексей Игнатьев и Виктор Муравьев. Феофания Николаевна Тютрюмова стала единственной, кто поднял руку против резолюции училищного митинга о их заклемении и признании «врагами народа». Она поехала их защищать в Новосибирск, не зная, что они уже были расстреляны…

Из записок Т.А. Никольской:

Где-то в 20-е годы в переполненном зале дома офицеров отмечался юбилей Феофании Николаевны и Якова Соломоновича. Они сидели в президиуме на сцене, впереди большие корзины живых цветов. Звучат поздравления, предельно скромная Феофания Николаевна держит ответное слово... Так и запомнилась она мне: всегда в темном строгом платье с закрытыми часиками на груди по моде того времени. Пара Медлин и Тютрюмова казалась неразлучной. Они ж и внешне были похожи: на улице ходили в мужских фетровых шляпах, покрывающих естественно вьющиеся, красиво лежащие, тронутые сединой короткие волосы, они были олицетворением музыкального дуэта.
Однажды, в недобрый день «черный ворон» увез Якова Соломоновича, названного «врагом народа». На одном из собраний в музыкальном техникуме председательствующий поставил вопрос:
Кто за то, чтобы считать Медлина «врагом народа»?.. Кто против?.. И поднялась маленькая ручка Феофании Николаевны.
Почему?
Я не уверена в этом, был ее ответ. Чероез несколько дней она поехала в Новосибирск, чтобы попытаться спасить Якова Соломоновича, но...
Вскоре исчезла и она сама.

Саму её арестовали 1 ноября 1937 года, 13 ноября 1937 решением тройки УНКВД по Новосибирской обл. приговорили к ВМН, расстреляли 19 ноября 1937. Реабилитировали в марте 1965.

Феофания Николаевна жила одна, семьи у нее не было. На месте, где стоял ее дом на переулке Нечевском, давно построены новые многоквартирники. Но память о ней с благодарностью хранит Музыкальное училище, становлению которого она посвятила свою жизнь.

В память о ней с 1994 в Томской области проводится конкурс пианистов. C 2012 года конкурс имени Феофании Тютрюмовой получил статус Всероссийского.

8 октября 2023 года в Музее «Следственная тюрьма НКВД» прошел творческо-музыкальный вечер «Последние адреса Тютрюмовых», посвященный Сергею Порфирьевичу Тютрюмову и Феофании Николаевне Тютрюмовой. В музее была организована небольшая выставка, посвященная памяти Феофании Николаевны Тютрюмовой.

Старший научный сотрудник, сооснователь музея Василий Ханевич говорил об истории и принципах работы проекта «Последний адрес», рассказал, что в 2016 году Томск присоединился к всероссийскому проекту.

Первая заявка на установку таблички в Томске поступила от внучки репрессироанного томича Ивана Манохина — Елены Уткиной. Потом в Томск, на установку памятных знаков из Москвы приехал сын Александра Голицына — Владимир. Он сам принял участие в установке табличек в память о его репрессированном отце и его родственниках... Всего в Томске были установлены 9 памятных табличек. Последние годы был некоторый перерыв, но теперь мы надеемся, что проект продолжит свою работу. Сегодня установлена табличка Сергею Тютрюмову, в следующее воскресенье планируется установить еще три таблички. Надеемся, что работа проекта в нашем городе будет продолжаться и дальше...

Музыкальный колледж имени Эдисона Денисова на вечере встречи представляла его директор Марина Петровна Смирнова. Учащиеся колледжа выступили на встрече с несколькими музыкальными номерами.

Неожиданным оказалось выступление наших гостей потомков Тютрюмовых, они рассказали о событиях семейной истории, показали видеозапись обращения к томичам Татьяны Сергеевны дочери Сергея Порфирьевича Тютрюмова. А потом сами выступили с замечательными вокальными номерами.

На вечере, посвященном памяти Тютрюмовым, в музее «Следственная тюрьма НКВД»

Источники и литература:

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.









Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.