29-30 августа в селе Амга Амгинского района Якутии пройдет конференция на тему «Долгий путь к примирению и согласию: уроки Гражданской войны в Якутии». Усилиями организатора конференции историка и общественного деятеля, академика Академии духовности республики Афанасия Мигалкина впервые соберутся потомки красного командира Ивана Строда и генерала Анатолия Пепеляева с разных концов страны и мира. Конференция состоится при поддержке председателя Якутского отделения Международной общественной организации Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Александровича Ларионова.
Герои первой мировой войны Иван Строд (1894-1937) и Анатолий Пепеляев (1891-1938) — после 1917 года участники Гражданской войны, один из них защищал новую власть — Советскую, а другой в 1922 году во главе Сибирской Добровольческой Дружины попытался сменить власть Советской России, начав поход с Охотска на Якутск. Они схлестнулись в 1923 году в аласе Сасыл Сысыы Амгинского улуса, который вошел во все книги о гражданской войне в Якутии, как последняя осада в истории Гражданской войны. Но этот поход и все события с участием Пепеляева и Строда стали широко известны для российского читателя после выхода документального романа «Зимняя дорога. Генерал А.Н.Пепеляев и анархист И.Я.Строд в Якутии. 1922-1923» Леонида Юзефовича в 2015 году в журнале «Октябрь», потом отдельной книгой. Книга получила главные литературные премии России «Национальный бестселлер» и «Большую книгу».
Когда готовилась конференция, Леонид Абрамович, извинившись, что из-за заранее запланированных встреч не сможет прилететь в Якутию, передал контакты кому было бы интересно принять участие в конференции и, в том числе, рекомендовал пригласить Татьяну Сибгатулину, установившую памятную табличку Ивану Яковлевичу Строду в рамках проекта «Последний адрес». Этот дом находится по адресу: Москва, Басманный тупик, 10/12, откуда 4 февраля 1937 года Строда увезли чекисты по ложному обвинению в «участии в антисоветской террористической организации красных партизан Забайкалья».
В России вот уже несколько лет реализуется общественный Мемориальный проект «Последний адрес» - установка памятных знаков на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв политических репрессий и государственного произвола в годы Советской власти.
Связавшись с Татьяной Юрьевной, мы встретились в Москве в офисе ее компании и попросили рассказать предысторию установки памятной доски Ивану Строду.
- Татьяна Юрьевна, как Вы познакомились с книгой Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»?
- Современная литература не часто нас балует интересными и хорошими произведениями. Поэтому у меня есть несколько советчиков, которые рекомендуют мне современных авторов. Для меня «высший пилотаж» - это документальные повести, написанные под углом художественного осмысления, авторского вымысла. Есть молодежь которая очень хорошо ориентируется в современных авторах и эту книгу мне порекомендовала прочесть подруга моей младшей дочери. Я потом принесла ей экземпляр книги с подписью самого автора, что ее приятно удивило и обрадовало.
- Несмотря на занятость Вы интересуетесь историей...
- Что касается моего интереса к истории … Мне нравится восстанавливать нить событий. Если меня интересует какое-то историческое событие я, как правило, стараюсь получить о нем исчерпывающие знания. Иногда понимаешь, что не так было истолковано, не так описано, и вообще там было совершенно по-другому - пока я не дойду до какой-то сути этих событий, я вот не успокоюсь.
- И благодаря Вам в рамках проекта «Последний адрес» появилась доска, посвященная Ивану Строду на доме, где он проживал в 1937-м году...
- Эта история настолько захватила меня, что несмотря на мою занятость я поняла, что по-другому не смогу, не успокоюсь до тех пор, пока не найду этот дом. Адрес был достаточно конкретный указан в книге. А я очень хорошо знаю эти места, выросла в старой Москве. Мне это очень близко. Я нашла этот дом, но еще не знала, что делать с этим дальше, и вот, волею случая, поняла, что соединить настоящее с прошлым мне поможет «Последний адрес». Возможно, в будущем я с удовольствием бы установила там мемориальную доску. Потому что человек такого беспримерного мужества заслуживает и мемориальной доски, но все впереди. Да, после того, как прочла книгу «Зимняя дорога», я нашла и прочитала все произведения Ивана Строда, все что написано об этой истории. И мне эта тема чрезвычайно заинтересовала.
- То есть Вы занялись поисковой работой. Расскажите поподробнее как нашли этот дом, где сейчас висит табличка.
- Когда я читала книгу, меня как током ударило: это ж недалеко от меня находится! Надо походить, найти и посмотреть где это. Мы с мужем как-то гуляли по весенней Москве, и я говорю ему: Где этот Басманный тупик? Мне нужно найти один дом. Вот так ходили, ходили с ним. Потом я посмотрела сайт «Мемориала» и сразу нашла номер этого дома. Но мне и в голову не пришло бы устанавливать табличку, мне было приятно, что я нашла дом. И как раз моя ближайшая подруга устанавливала такую табличку своим родным и пригласила меня на эту церемонию. У нее в семье многие были репрессированы. Когда эта церемония заканчивалась, я спросила у девушки с «Последнего адреса», можно ли установить табличку человеку, который не является моим родственником. Она говорит: Да, конечно, можно, пишите заявку. Заявку я сразу же написала, и они ответили. Это было в апреле, а в августе табличку установили. Все прошло быстро, я очень благодарна сотрудникам «Последнего адреса». Это была уже четвертая табличка на этом доме, мне очень повезло в том плане, что жители этого дома оказались достойны своих предков. Знаю, что иногда жители отказывают в установке табличек. А здесь были молодые ребята с ТСЖ, поддержали, согласовали с жителями, ведь требуется масса согласований, причем, все должны согласиться, такие строгие правила. С этого дома, где жил Строд, было расстреляно 14 человек. Неизвестно, сколько было арестовано.
- Вы также нашли последний адрес генерала Пепеляева...
- Да, поскольку Строд и Пепеляев оба были мне чрезвычайно интересны. Один из них человек идеи, невероятной силы духа и отваги, а другой был человеком такого же отчаянного благородства, который тоже был верен своей идее. И, конечно, если я уж нашла адрес одного, то для меня было совершенно естественно найти адрес другого героя всей этой истории. Это заняло некоторое время, но адрес этот отыскался, он существует и моя дочь недавно была в Воронеже по этому адресу. Дом на месте. Главное — найти. Мы знаем, где он жил, где прошли последние дни его жизни, откуда его забирали.
- Очень важно для молодежи, чтобы история была осязаема...
- Абсолютно верно.
- В этом году отмечается 100-летие начала Гражданской войны. Идут обсуждения, дискуссии об итогах войны. На Ваш взгляд, как эта война повлияла на судьбу нашей страны? На взгляд человека, который прикоснулся к конкретным историям участников этой войны...
- Считаю, что это одно из основных событий в новейшей истории страны, которое повлияло на ход и на развитие, в какой-то степени определило облик нашей страны, наше мировоззрение. И не обсуждать результаты этого события вообще невозможно. Очень многое мы понимали в нашей юности достаточно превратно, но, тем не менее, время все расставляет по своим местам. И когда-то правда во всей, возможно, ее неприглядности, и, может быть, наоборот, как здесь мы видим в истории Пепеляева и Строда, мужестве и верности идеалам, раскрывается по-другому. Эта история очень красивая, и она показывает человеческую природу, человеческое мужество, благородство, что отличает человека от не-человека. Борьбу за высшие идеалы. Все это было, есть и будет. А уроки гражданской войны я считаю самыми важными уроками новейшей истории. Я считаю, что все обязаны о них знать, читать. Замечательно, что вышла книга Леонида Юзефовича, потому что она написана очень хорошо, и она действительно приближает время, интересна современной молодежи. Я надеюсь. Вообще это время полно тайн и загадок и самых разных мистификаций... Говорить об этом надо, и чем больше, тем лучше. В дискуссиях, спорах, обсуждениях рождается истина. Она конечно ж, важнее всего.
- Татьяна Юрьевна, Вы поддержали идею проведения конференции в Амге, на месте, где состоялся жестокий бой между отрядами Строда и Пепеляева. Как вы восприняли то, что Вас приглашают на эту конференцию? Вы поддержали это начинание своим участием, ведь главная идея этой конференция — не только идея примирения, это в какой-то степени акт покаяния. Встретятся потомки и Строда, и Пепеляева. Это впервые за все эти прошедшие годы.
- Знаете, хотелось бы, чтобы это имело не только региональный, а федеральный масштаб. Нет ничего случайного в истории. Это действительно важное событие. Встреча потомков тогдашних двух противоборствующих сторон. Единственно, что мне хотелось бы, чтобы об этом событии знало как можно большее количество людей. Не часто такие истории имеют продолжение. И развитие, связь с настоящим. Кстати, установка таблички Строда была как раз ровно год назад. 20 августа, как и сегодня, такое вот совпадение. А расстреляли его 19 августа. Когда мы устанавливали табличку, исполнилось 80 лет со дня его гибели. Я никогда не мечтала, что встречусь с вами, что буду участвовать в такой конференции, что это кому-то настолько интересно, насколько это интересно и мне. Надеюсь найти единомышленников. Важность этого всего, на мой взгляд, еще недооценена.
- Леонид Абрамович рекомендовал Вас, он очень высоко ценит Ваш поступок. Это такой пример для молодых россиян. Это очень важно, когда общественность принимает участие в увековечении, понимает трагедию прошедшего века. Ведь и Строд, и Пепеляев при другом стечении обстоятельств могли быть вместе ради родины...
- Да, оба сражались за Россию. За светлые идеи. Эти годы очень трудные для России, иногда мне кажется, что были лучшими годами их жизни, потому что это был момент их полного самовыражения. И они в такую короткую свою жизнь сумели полностью раскрыться, отчасти благодаря этим событиям. Что касается меня, я никогда не являлась никаким политическим, общественным деятелем, я человек бизнеса. Участвую в проекте «Последний адрес», потому что не могу не сделать этот шаг, и мне кажется я заразила этим делом многих. Мне отовсюду присылают книги, предлагают съездить в Латвию, выкупить мемориальную доску Строда, которая когда-то находилась на доме, где он проживал, а теперь она, к сожалению, находится где-то у хозяев в подвале или в сарае. Я хочу этим делом заняться. Мне не хочется чтобы она где-то валялась. Мне также хочется до конца проследить историю жизни Пепеляева. Хорошие люди не могут оставаться в забвении. Мои дети, зятья, молодежь, которая меня окружает, прониклись этим, вот, дочка стала искать проспект Революции в Воронеже, дом где жил Пепеляев. Все увлеклись. Они поняли, насколько все это важно и интересно.
Коротко о нашей героине:
Татьяна Сибгатуллина возглавляет компанию ATVS Fashion Group, которая уже 25 лет представляет на российском рынке модную одежду французского производства. Она закончила факультет французского языка института иностранных языков, занялась бизнесом и считает, что «любой бизнес — это наша жизнь, в котором мы проводим основное время. Мне очень нравится нести эту культуру образа жизни, культуру одежды в нашу страну, всегда очень приятно видеть результаты своего труда. Это тоже разумное, вечное, которое определяет бытие наше, то как надо одеваться, ухаживать за собой».
Справка:
Проект «Последний адрес» – широкая общественная инициатива, имеющая своей целью увековечение памяти наших соотечественников, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в годы Советской власти. Результатом такой инициативы будет установка многих тысяч персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий.
Основополагающий принцип этого проекта – «Одно имя, одна жизнь, один знак».
Каждый из мемориальных знаков, размером не больше ладони, установленных по тысячам «последних адресов» наших погибших соотечественников, посвящен только одному человеку. И инициатором его установки – по этому конкретному адресу и с этим конкретным именем – становится также один совершенно конкретный заявитель. Проект предполагает создание общедоступной базы данных, в которой любой желающий может осуществить поиск, отталкиваясь от любого интересующего его адреса либо от любого интересующего его имени.
Чрезвычайно важно, что задачей народного мемориала является увековечение памяти «простых» граждан, жертв политических репрессий, а вовсе не только «вип-пострадавших» из числа государственных деятелей, военачальников, писателей и деятелей искусства, которые обычно удостаиваются мемориальных досок и памятников (Сайт Мемориального проекта «Последний адрес» ).