Вечером 25 февраля украденная памятная табличка с именем жертвы сталинских репрессий, бывшего директора Барнаульского меланжевого комбината Максима Гольдберга, вернулась на свое место. Это заметили работники управляющей компании, обслуживающей дом по улице Сизова, 26. О внезапно проснувшейся совести вандалов ИА «Банкфакс» сообщил общественник Виктор Рау.
По словам собеседника, неизвестные заново прикрепили табличку примерно в 16:00. «Созвонились с работниками ЖЭКа, которые сразу же сообщили, что табличка вновь появилась. Утром 26 февраля мы съездили к этому дому и лично убедились в этом», – сказал г-н Рау.
Он не стал рассуждать о причинах такого поступка вандалов. Однако можно предположить, что злоумышленники испугались огласки, которую придали их поступку федеральные СМИ и автор акции «Последний адрес» московский журналист и общественник Сергей Пархоменко. На своей странице в Facebook он опубликовал видео с одной из камер наблюдения, которая запечатлела акт вандализма.
Он пояснил, что обстоятельства случившегося уже предварительно установлены. «Подъехали на двух машинах, одну, оклеенную патриотической символикой, оставили «на атасе» за углом (у нас есть съемка с другой камеры), другую подогнали вплотную к тому месту, где висит табличка. Вылезли вдвоем, отвинтили наш знак заранее припасенным шуруповертом и молча уехали. Пока отвинчивали, подошли люди - жители дома, работники магазина напротив, случайные прохожие, - пытались этих дуболомов как-то остановить. Но те отмахнулись: «Нам сказали снять - мы и снимаем». Сказали им, да...» - написал г-н Пархоменко. Он заявил, что инцидент в Барнауле — первый случай такого рода.
По его словам, люди, снявшие табличку — скорее всего активисты движения НОД («Национально-освободительное движение», ставящее своей целью «возврат суверенитета России»). Они связаны с учением «Концепция общественной безопасности» (КОБ), движением «Антимайдан» и одиозным депутатом Госдумы от партии «Единая Россия» Евгением Федоровым. Ранее г-н Федоров неоднократно использовал риторику, превозносящую советский строй. Кроме того, он обвинил основателя группы «Кино» Виктора Цоя в сотрудничестве с американскими спецслужбами с целью развала СССР, а также в том, что песни ему писали агенты ЦРУ.
Тему беспрецедентного вандализма в Барнауле быстро подхватили федеральные СМИ, преимущественно либеральной направленности и др. Между тем Виктор Рау уточнил ИА «Банкфакс», что барнаульская полиция пока не обнародовала результатов анализа видеозаписей и не отреагировала на медийную шумиху.
Интересно, что акция «Последний адрес», в рамках которой на домах репрессированных и расстрелянных в годы сталинского террора размещаются мемориальные таблички, встретила крайне неоднозначную реакцию публики. Так, значительная часть комментаторов ИА «Банкфакс» отрицает серьезность последствий сталинских репрессий.
Критике акцию подвергла и известный алтайский журналист Светлана Шаповалова. «То, что наляпали участники — никакой художественной ценности не имеет. Более того, нет ли у организаторов версии, что табличку бывшего директора сорвали не любители цветмета, а представители администрации — на вполне законных основаниях — не положено и не согласовано. Сегодня проезжала мимо одного из адресов, сфотографировала ярлык — висит, потому что частный дом и потому, что за забором. А что это за дыра в железе? Если там предполагалась фото, то почему так оставили?» — написала г-жа Шаповалова.
Напомним, несколько дней назад стало известно, что барнаульская полиция начала поиск злоумышленников, которые сорвали памятную табличку с именем жертвы сталинских репрессий, бывшего директора Барнаульского меланжевого комбината Максима Гольдберга, которого расстреляли в 1937 году. Памятный знак украли всего через несколько часов после установки в рамках всероссийской акции «Последний адрес», которая в Барнауле прошла 14-15 февраля. Известно об этом стало спустя пару дней.