Сергей Пархоменко помог установить в Твери табличку в память о жертве сталинских репрессий

| Караван | Дмитрий Кочетков | 08 ноября 2015

– Мы относимся к трагическим страницам нашей истории как какому-то стихийному бедствию: да, репрессировали невинных людей, но что поделаешь, время было такое… Однако за этим стояли конкретные люди, подписывавшие и исполнявшие приговор, и конкретные искалеченные человеческие судьбы, – сказал тверской активист Артем Важенков, который подал заявку на установку таблички. – Дмитрий Данилов не является мне родственником. Абсолютно любой может участвовать в этом движении: репрессированный может быть как вашим родственником, однофамильцем, односельчанином, или вас может интересовать история дома, который стал последним адресом этого человека, или вы можете просто сочувствовать самой идее…

Имя и фамилия репрессированного выгравированы на скромной металлической пластине шрифтом печатной машинки 1937 года. Табличка – это не мемориальная доска, и она не бросается в глаза. Однако надеемся, что люди, проходящие по бульвару, обратят внимание судьбу простого банковского служащего. В первую очередь это интересно жителям дома, которые на собрании высказались за проведение этой памятной акции.

Известный журналист и издатель Сергей Пархоменко с помощью шуруповерта прикрепил незатейливую табличку к стене и поздравил собравшихся с этим событием.

– «Последний адрес» сначала был проектом, а теперь это движение. Его цель – различить в больших исторических событиях судьбы простых людей. В этот день пять таких табличек устанавливают в Питере. В Тверской области Тверь стала первым городом, следующим к «Последнему адресу» присоединится и Весьегонск.

Сергей Борисович оказался в курсе скандалов в Тверской области, которые связаны с попытками стереть историческую память о репрессиях: с одной стороны, сомнительное заседание в Тверской городской думе, на котором мэр Твери Александр Корзин обсуждает с националистами-провокаторами накануне 15-летия Медновского мемориала перспективу его закрытия; с другой стороны – открытие вместо библиотеки музея Сталина в деревне Хорошево Ржевского района.

– Практика показывает, что бурные споры о репрессиях связаны с недостатком информации. Они возникают, когда мы обсуждаем геополитику, статистику, но стоит рассказать о конкретном человеке, который стал жертвой репрессий, как все вопросы отпадают. Дмитрию Данилову было 27 лет, он ездил по деревням и развивал банковское обслуживание в далекие 30-е годы и никакого преступления не совершил. Когда мы понимаем, что это такой же человек, как и мы, и он жил вот в этом доме, брался за ручку этой двери, история перестает быть для нас далекой. Тогда кончаются споры и ожесточение, и никто не хочет делать такие глупости, как, например, устанавливать памятник Сталину. Не существует никаких геополитических, политических, национальных и еще каких-либо интересов, которые были бы выше ценности человеческой жизни.

Однако националисты-провокаторы, очевидно, ничего святого в ценности человеческой жизни не видят. Те же невменяемые личности, что в прошлом году пытались сорвать памятные мероприятия в Медновском мемориале, а в этом году стояли у могил с портретом Сталина, притащили изображение виновника репрессий и на установление памятной таблички.

–  Действия этих людей к патриотизму никакого отношения не имеют, – прокомментировал Сергей Глушков, журналист, член общества «Мемориал». – Патриотизм – это восстановление исторической памяти, осознание того, что каждый из нас – звено в цепи. Мы есть результат предыдущей эпохи, и от того, какие мы сейчас, зависит наше будущее. Если мы забудем о прошлом, каким бы оно ни было, история оборвется.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.