Я устанавливаю таблички жертвам советских репрессий
Журналист и общественный деятель Сергей Пархоменко говорит, что цель – свести людей вместе.
В интервью газете «Financial Times» Сергей Пархоменко рассказал о том, как проект Гюнтера Демнига «Камни преткновения» по увековечению жертв Холокоста вдохновил его на запуск аналогичного проекта по увековечению жертв политических репрессий в России, а также о том, как развивается российский проект и в чем его основные отличия от немецкого прототипа.
Это, во-первых, неоднозначное отношение в России к Сталину, – немало людей считают, что репрессии были абсолютно необходимы.
Во-вторых, в отличие от Холокоста, жертвы которого не были палачами, в СССР многие инициаторы репрессий сами становились жертвами; некоторые из этих людей были впоследствии реабилитированы. На вопрос, нужно ли в таких случаях устанавливать памятные знаки, С. Пархоменко отвечает: "Да". Важно, чтобы люди видели, что организаторы репрессий сами попадают в ту же машину.
"…Эмоции людей – удивительны и ни с чем не сравнимы. Каждый раз, когда мы открываем табличку, жители ближайших домов и другие люди приходят с цветами. Цель такого мероприятия, кроме всего прочего, состоит в том, чтобы свести людей вместе. На данный момент официальная реакция молчаливо-нейтральная. Мы являемся официально зарегистрированной организацией, и по каждой табличке имеется набор документов, показывающих, откуда взялись деньги на ее оплату. Только в Таганроге, городе на юге России, городские власти сняли нашу табличку и устроили опрос местных жителей: люди могут написать, позвонить или зайти в интернет и проголосовать "за" или "против". Это просто замечательно, ведь в результате возник первый референдум об отношении к репрессиям!"
Пересказала Лариса Мелихова