Каляевская, 5

| Каляевская, 5 | Дмитрий Белановский | 15 декабря 2014

10 декабря 2014 года, в Международный день прав человека, на нашем доме были установлены первые мемориальные знаки с именами жильцов, погибших в годы сталинских репрессий. Инициатором проекта "Последний адрес" является журналист Сергей Пархоменко, а также многие инициативные люди Москвы, Петербурга и других городов страны, которые небезразличны к трагической истории нашей страны. Более подробно о проекте "Последний адрес" можно прочитать на его сайте.

Историк Никита Соколов привинчивает дощечки с именами репрессированных жильцов.
Сергей Пархоменко: "Вот и все!"
Выступает Арсений Рогинский ("Мемориал"): "Никогда в нашей стране нигде никто не писал на досках, что с этими людьми случилось. Просто писали – "Здесь жил маршал Тухачевский", "Здесь жил писатель такой-то...", "Здесь работал академик такой-то...". И дальше годы жизни. Предполагалось, что люди сами поймут, в чем дело. А ВОТ СЕЙЧАС В ПЕРВЫЙ РАЗ НАПИСАНО НА СТЕНЕ ЭТО СЛОВО – "РАССТРЕЛЯН". НИКОГДА В НАШЕЙ СТРАНЕ ЭТОГО НЕ БЫЛО. Это великий день..."
Председатель ТСЖ Ирина Григорьевна Сорока отвечает на вопросы журналистов.
Арсений Рогинский, Евгений Бунимович
Арсений Рогинский дает интервью
© Фото Дмитрия Белановского 

Мемориальные знаки увековечивают память четырех жильцов этого дома. 

Первым из этой четверки был арестован Яков Маркович Шиндель, 1890 года рождения, уроженец Елисаветграда (ныне Кировоград, Украина). Перед арестом он работал заместителем начальника Главсахара Наркомата пищевой промышленности, был обвинен во вредительстве и участии в революционной террористической организации. От ареста 22 октября 1937 года до суда и расстрела прошло не более полутора месяцев. 2 декабря 47-летний Яков Шиндель услышал из уст судьи приговор и вряд ли успел его осознать, поскольку был расстрелян в тот же день.

46-летние Герман Германович Пуш, инженер-механик, и Абрам Абрамович Матисон, дипломат, пошли по классическому обвинению в шпионаже. Первый был арестован в марте 1938 года и через три месяца расстрелян, второй – в июне 1939-го. Смертный приговор был приведен в исполнение в феврале 1940-го.

Все трое в 1956 году были реабилитированы.

Раиса Леонидовна Хавина-Скрыпник – самая молодая из четверых. Ей было всего 33 года, когда ее арестовали в июле 1938 года. Инженеру рецептурной комиссии “Анилтреста” предъявили обвинение в контрреволюционной агитации и призыве к террору и полтора месяца спустя после ареста расстреляли. Доброе имя ей вернули лишь в 1990 году.

Видео-отчет можно посмотреть на сайте.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.