Памятные таблички на дома вешают по разным причинам. Где-то таким образом обозначают места рождения великих ученых и поэтов, где-то отмечают места важных исторических событий. Но теперь в городе на Неве появятся и другие знаки. Небольшими металлическими табличками отметят здания, откуда в советское время увозили людей на расстрел.
В этом вся суть проекта «Последний адрес» - увековечить память о людях, ставших жертвами политических репрессий. В его основе - уникальный архив данных, созданный обществом «Мемориал» на базе региональных Книг Памяти.
В минувшие выходные в историческом центре установили сразу двенадцать таких памятных знаков. На табличке размером десять на семнадцать сантиметров значится имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, ареста, гибели и реабилитации. Вместо фотографии - пустой прямоугольник.
Два мемориальных знака уже прикрепили к стене Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Один из них рассказывает о профессоре кафедры истории всеобщего искусства Ленинградского университета Николае Пунине. Его репрессировали в рамках компании по борьбе с космополитизмом. После четырех лет жизни в лагере он скончался. Вешать памятный прямоугольник на стену помогала его дочь Анна Каминская.
- Много говорить о моем отце очень сложно, мне было два года, когда он исчез из моей жизни. И мама не хотела уезжать из блокадного города, для того чтобы он мог прийти в этот дом. Вот он сюда и пришел, только в виде памятного знака, - рассказала Каминская.
На второй табличке - история Генриха Каминского, репрессированного за «распространение среди красноармейцев контрреволюционных клеветнических слухов». В 1990 году его реабилитировали, но уже посмертно.
Автор проекта «Последний адрес» Сергей Пархоменко сообщил, что уже с начала недели в интернете доступна поисковая база репрессированных по Санкт-Петербургу.
- Она пока что неполная, зато все сведения в ней проверенные и точные, - объяснил Пархоменко. - Там можно найти адреса людей, которые заслуживают, чтобы их память увековечили. Ведь за каждой такой табличкой есть живой человек. Мемориальные знаки установят родственники или люди, которые живут в этих домах.
КСТАТИ
Проект «Последний адрес» стал российским аналогом немецкого «Камни преткновения». Двадцать лет назад по всей Западной Европе в память о жертвах холокоста стали появляться необычные мемориальные знаки - латунные камни, уложенные в брусчатку возле домов погибших. Сейчас их уже более пятидесяти тысяч.