Poslední adresa před vraždou svobody. Na ruských domech žijí oběti sovětské tyranie
«Последний адрес». Дом, в который ворвались советские агенты, чтобы безжалостно разрушить человеческую жизнь. Место, в котором большевистский строй вгрызся в свои жертвы. Но это и название уникального проекта, с помощью которого русское гражданское общество борется с утратой коллективной памяти. Его скромное оружие – простая металлическая табличка и надпись: «Одно имя, одна жизнь, один знак» – тем не менее имеет большой успех.
«Цель этого проекта – обратить внимание на конкретные человеческие истории и измерить репрессии величиной человеческой жизни», – объяснил нам в Пражском центре «Člověk v tísni» известный русский журналист Сергей Пархоменко, комментатор (всё ещё независимой от Кремля ) радиостанции «Эхо Москвы». В Чехию он приехал по приглашению чешской инициативы «Gulag.cz», совместно с которой он готовит местную версию проекта. «Мы привыкли воспринимать историю как набор статистических данных – в таком-то и таком-то году случилось то-то и то-то, погибло столько-то и столько-то человек. В этом во всём в результате теряется конкретный человек и его судьба. Прочитав текст на табличке, мы в общих чертах узнаём жизненную историю Николая Филиповича Попова. Воображение её оживляет, и один за другим вопросы возникают вопросы. Что в точности и является целью проекта «Последний адрес».
«Последний адрес» тесно сотрудничает с известной организацией «Мемориал», занимающийся как раз жертвами большивизма и собравшей в своём архиве уже около трёх миллионов записей. (Организация сама недавно стала жертвой репрессий, на этот раз путинского режима, преследующего на основании спорного законодательства надоедливые НКО – комментарий ред. Lidovky.cz.)
На сайте проекта poslednyadres.ru есть не только подробная карта размещения памятных знаков, но и возможность поучаствовать в проекте тем, кто много лет спустя хотел бы разыскать своих пропавших без вести предков или знакомых.
Но количество памятных знаков, – как заметил Пархоменко, – не самое важное. Гораздо важнее – это отклики, которые «Последнему адресу» удаётся собрать в русском обществе. «Суть не в том, чтобы повесить тысячу табличек, а в том, чтобы с их помощью заставить людей говорить о том, что произошло. Чтобы не забывали».
Пересказала Михаэла Стойлова