В рамках проекта «Последний адрес» в начале февраля на доме 36, строение 1 по улице Краснопрудной в Москве появились две мемориальные таблички. Здесь в момент ареста в 1936 году жила семья немецких политэмигрантов: актриса Карола Неер и инженер Анатоль Беккер.
Карола Неер, любимая актриса драматурга Бертольта Брехта, вместе со своим мужем, коммунистом Анатолем Беккером, в 1934 году эмигрировала в Советский Союз. Муж работал в Москве на станкостроительном заводе. Карола преподавала актерское мастерство в труппе немецкого театра Kolonne Links (нем. «Левая колонна»), публиковалась в московских немецкоязычных изданиях и сотрудничала с радио. В мае 1936-го арестовали Анатоля Беккера, а в июле и Каролу Неер. Их сын Георг, рожденный в 1934-м в Москве, узнал, кем были его родители и что с ними стало, лишь в конце 60-х.
Оба, как и еще семь десятков немецких политэмигрантов, обвинялись в троцкистско-террористической деятельности. Беккер был расстрелян в Москве в 1937-м, Неер умерла от тифа в 1942 году в тюрьме Соль-Илецка. В 1959-м обоих реабилитировали («МНГ» писала о судьбе актрисы в №23 за 2016 год). В конце прошлого года Международный Мемориал издал в Германии книгу «Карола Неер. Звезда сцены, умершая в ГУЛАГе», а сейчас выступил инициатором установления стальных табличек проекта «Последний адрес».
«Судьба актрисы страшная, но типичная для того времени, – сказал на церемонии актер Театра на Таганке Эрвин Гааз. – Был убит Соломон Михоэлс, сидел Жжёнов и многие, многие другие. Но это и типичная судьба немки, коммунистки, приехавшей в эту легендарную страну, как и другие политэмигранты. Они мечтали о свободе, мечтали вырваться от одного палача, но попали в лапы другого. Точно так же в них попали мои дед и бабушка: дед был расстрелян, бабушка погибла в ссылке в Южном Казахстане… Я рад, что хоть так заканчивается эта история – память о любимой актрисе Брехта живет».