В ЦДХ открывается десятый Московский международный открытый книжный фестиваль — главное летнее мероприятие про литературу и вещи вокруг нее. Точнее, так: лет пять назад ММОКФ стал превращаться во второй, более беззаботный и игривый non/fiction — и некоторое время вполне держал планку. Затем книжных фестивалей в Москве стало несколько десятков в год, они немного приелись, фантазия у организаторов начала иссякать — и ММОКФ стал просто одним из многих поводов набрать хороших книжек и повидать знакомых. Тем не менее любопытные вещи здесь, конечно же, происходят. Weekend выбрал из программы несколько событий, привлекающих внимание
Террор и Майдан
Один из постоянных участников ММОКФ — правозащитный центр "Мемориал". Главное событие в его довольно большой программе — презентация проекта "Последний адрес". Идея в том, чтобы отмечать в разных российских городах однотипными табличками дома, из которых забирали людей во время Большого Террора,— создать коллективный, рассеянный по стране мемориал всем репрессированным. Концепция отчасти заимствуется из немецкой практики установления памятных знаков у домов жертв холокоста, что не делает затею менее значительной. Форму для предполагающегося атомизированного памятника создал архитектор Александр Бродский. Будет круглый стол, выставка и специально снятый небольшой фильм Олега Дормана. Еще одна важная часть "мемориальской" программы посвящена Украине, среди приглашенных, например, Евгения Бильченко, автор стихотворения "Я — мальчик. // Я сплю, свернувшись в гробу калачиком..." — одного из самых популярных блуждающих по интернету текстов о Майдане.
Философия и поп-культура
Еще один традиционный участник ММОКФ — журнал "Логос", вокруг которого сформировалось довольно большое гуманитарное сообщество, включающее в себя совсем не только академических философов. В частности, "Логос" известен своим вниманием к поп-культуре. В этом году, например, состоится круглый стол "Интеллектуальная история видеоигр". Этот вид популярной культуры пока занимает меньше места в российском интеллектуальном пространстве, чем сериалы или порно (их "Логос" обсуждал в прошлом году), но стремительно пенетрирует его. Из той же области — презентация книги культуролога Александра Павлова "Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа". Павлов вполне отчетливо следует за Славоем Жижеком: его главный интерес — как через массовую культуру выражает себя идеология. Герои — Кубрик и Кроненберг, Зомби и Симпсоны. Обсуждение всего этого должно быть по крайней мере забавным. "Логос", впрочем, устраивает и более "серьезные" мероприятия — разговоры о готических соборах, русском авангарде, переформатировании социологии, российском медиарынке, о том, что такое "советское" и пр.
Оттепель и Маркес
С советским связано и самое интересное, что есть в этом году на фестивале. Это, как ни странно, кинопрограмма. Есть ощущение, что поздний оттепельный кинематограф сейчас заново открывается, обретает какое-то новое звучание. Это время странного колебания между частным и общественным кажется источником, из которого мы можем понять что-то про себя сегодняшних. Программа "Реверсия времени", составленная куратором и кинематографистом Кириллом Адибековым, показывает, что такой жест рефлексивного оглядывания был характерен и для самих поздних 1960-х. По сравнению с утопизмом ранней оттепели, внимание обращается назад, кино начинает изобретать и присваивать прошлое вместо будущего. Немного ироничным образом в центре этого оглядывательного нарратива — экранизация катаевской повести "Время, вперед!" Михаила Швейцера. Здесь же — "Рабочий поселок" Владимира Венгерова (первый фильм, на котором работал Алексей Герман), "Комиссар" Александра Аскольдова, "Начало невиданного века" Ларисы Шепитько и Андрея Смирнова. Увидеть все это с пленки — редкая возможность. Правда, сеансы все ранние. Зато по ночам идет программа экранизаций умершего в этом году Габриэля Гарсиа Маркеса — испаноязычных, русских и даже японских.
Две Ханны Арендт
Еще лет пять назад Ханна Арендт была представлена на русском языке крайне скупо, все слышали про банальность зла, сложные отношения с Хайдеггером, дружбу с Беньямином — и, в общем, все. Положение это радикально исправилось, а только что вышло сразу две книги. Сборник эссе "Между прошлым и будущим" в переводе Даниила Аронсона (Издательство Института Гайдара) презентует 12-го числа "Логос". Это несколько эссе 1950-1960-х, в которых Арендт описывает, как менялись в европейской культуре роль и значение разных политических понятий — "свобода", "авторитет", "история" и пр. На следующий день в шатре "Мемориала" пройдет разговор о только что вышедшей в переводе Григория Дашевского одной из главных книг Арендт — большом эссе "О насилии" ("Новое издательство"). Список участников этих двух событий абсолютно не пересекается, и любопытно посмотреть на разные стратегии освоения российским контекстом этого важнейшего политического мыслителя.
Сталин, Пол Пот и русские писатели
Для многих ММОКФ, как и другие книжные фестивали,— возможность увидеть известных авторов вживую. В этом году будут Татьяна Толстая, Евгений Водолазкин, Линор Горалик, Мария Степанова, Григорий Ревзин, Лев Рубинштейн, Мариам Петросян (со времен популярного романа "Дом, в котором..." у нее ничего нового не выходило, разговор будет именно о нем). Из заметных иноязычных гостей — британский историк Саймон Себаг-Монтефиоре, написавший "Молодого Сталина", и Петер Фреберг Идлинг, автор "Улыбки Пол Пота", книги о том, как шведские левые интеллектуалы 1970-х ездили в паломничество за коммунизмом к красным кхмерам. Обе книги вышли в издательстве Corpus еще зимой, но даже вне ауры новинки люди это любопытные.
UPD (10.06): Мария Степанова отказалась от участия в ММОКФ.
Лев Рубинштейн отказался от участия в ММОКФ.
Издательство Corpus отказалось от участия в ММОКФ и переносит свою программу на другие площадки. В ближайшее время на сайте издательства появится новое расписание проведения круглых столов и встреч с авторами.
Александр Гаврилов отказался от участия в ММОКФ, если требование Министерства культуры будет удовлетворено, и потребовал в этом случае удалить любые упоминания об Институте книги и лично о нем как партнерах и участниках фестиваля из пресс-релизов, с сайта фестиваля, любой печатной и рекламной продукции, связанной с фестивалем. В рамках программы Института книги должны были состояться выступления Мириам Петросян, Льва Рубинштейна, Линор Горалик, Марии Степановой, Евгения Водолазкина и др.
Троицкий и Полторацкий
Событие настолько курьезное, что на него стоит обратить внимание. На фестивале всегда была симпатичная музыкальная программа, в этом году ее по какой-то причине заменяет концерт шансон-исполнителя Дмитрия Полторацкого. Как завсегдатай праздников ВДВ ("берегут "голубые береты" синеокой России покой") и яростный противник инородцев попал на ММОКФ — остается загадкой. Его главный хит "Гуманоиды" рассказывает о внедрении в Россию неприятных пришельцев вполне очевидной национальности: "Рыжие, пятнистые, носатые. // Жадные и хитрые притом. / /Руки, ноги, спины волосатые, // С маленьким обрезанным хвостом". На большинство посетителей фестиваля после обсуждения критики тоталитаризма у Арендт, украинских событий или геноцида в Камбодже патриотическое выступление Полторацкого должно произвести сокрушительное впечатление. На следующий день на той же сцене будет вручаться независимая музыкальная премия "Степной волк", основанная Артемием Троицким, известным вполне радикальной оппозиционностью. Это делает контраст еще комичнее.
ЦДХ, 11-14 июня
UPD 2: 10 июня в знак протеста против цензуры от участия в ММОКФ отказались: Colta.ru и Мария Степанова, центр «Мемориал», «Новое издательство» и издательство Corpus, поэт Лев Рубинштейн, Институт книги и Александр Гаврилов, Польский культурный центр, премия «Просветитель».