A Drive to Remember Stalin's Victims Is Being Threatened by Putin's Push to Revise History

A Drive to Remember Stalin's Victims Is Being Threatened by Putin's Push to Revise History
| Newsweek | MARC BENNETTS | 08 сентября 2015
Мы публикуем небольшой отрывок из материала "Newsweek", посвященного «Последнему адресу». Полный текст статьи доступен на сайте издания за небольшую плату.





Сохранению памяти о жертвах сталинских репрессий угрожает путинская кампания по пересмотру истории

Почти восемь десятилетий спустя после ареста пятидесятилетнего служащего Бориса Штернберга его внучка стоит перед московским домом, в котором ее дед прожил последние годы. У нее в руках маленькая табличка; на месте фотографии слева от текста – квадратное отверстие.

Случай Штернберга далеко не уникален. В пору массовых репрессий 1937-1938 годов на улице длиной в полмили было расстреляно 60 человек. Среди погибших – русские, украинцы, латыши, эстонцы, два поляка, несколько евреев. Инженеры, ученые, студенты, учителя, военный, архитекторы… Однако большинство людей, в том числе живущих сейчас в этих домах, ничего не знают о кровавой истории зданий.

Поэтому так важна инициатива российского журналиста и гражданского активиста Сергея Пархоменко, год назад запустившего проект «Последний адрес».  Проект развивается при невмешательстве властей, но вызывает ярость среди националистов. 9-го мая, во время празднования семидесятилетия победы, портреты Сталина были повсюду. К тому же, конфронтация с Западом в связи с конфликтом на Украине привела к пугающему повороту в российской политической жизни. И похоже, что отношение население к государственному террору резко меняется: по опросу Левада-центра, 45 процентов русских считают, что убийство миллионов людей оправдано "исторической необходимостью".

"В этих условиях, – говорит Пархоменко, – таблички «Последнего адреса» важнее обыкновенных мемориальных досок. Мы хотим, чтобы дети, увидев эти таблички, спрашивали о них своих родителей. Россия вновь разворачивается к тоталитарному террору. Агрессивный национализм, который мы сейчас наблюдаем, прямо приводит к идее того, что жизнь одного человека ничего не значит, важны только интересы государства. Проект «Последний адрес» противостоит этому.  Мы говорим, что нет ничего важнее человеческой жизни".

Перевод Ларисы Мелиховой


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.