В Перми установили «Последний адрес»

| «Телекомпания «Рифей - Пермь» | Юлия Зыкова, Михаил Осетров, ТСН | 11 августа 2015


Одно имя - одна жизнь, один знак. В Перми прошла акция «Последний адрес». Ее цель - вспомнить о людях, которые в 30-е и 40-е годы погибли в ходе массовых репрессий. На стенах домов, где они жили, устанавливают небольшие памятные таблички. 4 таких знака разместили в разных районах города.

На фотографии — пермяк Виктор Андреевский. До революции — офицер. А после 17 года он ушел на гражданскую службу, работал экономистом, рассказывает Нина Фрейман. В 40-м году Виктор Андреевский был арестован и приговорен к 7 годам лагерей. Поводом стало то, что он приютил у себя родных, которых репрессии коснулись еще раньше. В числе этих родственников была и мать Нины Фрейман.

Нина ФРЕЙМАН, РОДСТВЕННИЦА РЕПРЕССИРОВАННОГО:

То есть судьба искорежена, конечно, была у мамы. Но что бы их ждало, если бы Виктор Павлович ценой своей жизни их не спас! Он их приютил, взял на иждивение свое. Их не отправили в лагерь, не разрознили семью.

Сам Виктор Андреевский провел в лагере 4 года. И умер от истощения и болезней. Теперь его имя — на этой стальной табличке. Ее прикрепили к стене современного здания на улице Пушкина, 21. Раньше здесь стоял дом, откуда и увели арестованного Андреевского. Еще один адрес. Строение на Пушкина, 15. Здесь провела свое детство Эльвина Тихомирова. Ее отец Георгий Хрипунов - потомок старинного дворянского рода, представители которого в годы Гражданской войны воевали в Белой армии. В 37-м Георгий Хрипунов был арестован. Эльвина Тихомирова помнит тот день, когда уводили отца.

Эльвина ТИХОМИРОВА, ДОЧЬ РЕПРЕССИРОВАННОГО:

У него рот был растянут в улыбке. Видимо, прощался. Прощальные слова мне говорил. А я большущими глазами так на него смотрю. И вот до порога дошел, раз и чеканным шагом пошел за ними. Больше мы его не видали, не слыхали.

Юлия ЗЫКОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ ТСН:

78 лет назад в начале августа нарком внутренних дел Ежов подписал печально известный приказ №00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Это стало началом периода, который позже назвали Большим террором.

Тогда все республики и области получили плановые нормативы — количество репрессированных. По Свердловской области, в состав которой тогда входила и Пермь, эта цифра была — 10 тысяч. Все следственные дела рассматривались в самые короткие сроки. Приговоры - о расстрелах и отправке в лагеря — приводились в исполнение немедленно. Памяти невинно пострадавших и погибших посвящен всероссийский проект «Последний адрес». Его организаторы считают: важно, чтобы имена этих людей были названы.

Сергей ПАРХОМЕНКО, ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТА «ПОСЛЕДНИЙ АДРЕС» (МОСКВА):

Этим людям не полагаются мемориальные доски. И очень часто это единственное место, где написано их имя. И приходят внуки, правнуки. Какие-то далекие потомки и говорят — а больше имени нет, потому что чаще всего и могилы нет.

В Перми установлено 4 мемориальных знака. 5-й разместят в Кудымкарском районе.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.