Люди, сменяя друг друга, называют имена расстрелянных в Москве в годы сталинских репрессий. На листке бумаги, с которым каждый выходит к микрофону, написаны имя, фамилия, возраст, профессия и дата расстрела...
Чтение началось со строк Варлама Шаламова, который сам прошел через жернова Большого террора.
Открыл мероприятие бывший уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.
Кроме того, в начале акции к Соловецкому камню пришли председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, послы Франции, Великобритании, США.
Люди начали собираться у Соловецкого камня еще до 10 часов утра. У многих в руках – цветы, портреты репрессированных родственников. Сотрудники "Мемориала" выдавали каждому листки с именами жертв террора и поминальные свечи.
Это не официальный ритуал. Это очень личная история для каждого. Некоторые выбирали листки, где были приведены имена их родственников. Выходя к микрофону, они добавляли: "Мой отец", "Моя бабушка", "Мой прадед". В двух словах рассказывали о трагической судьбе своей семьи: отец был расстрелян, мать погибла в лагерях, дочь отправили в детский дом для детей "врагов народа".
Кто-то добавлял: "Вечная память" или "Не забудем, не простим". Некоторые не могли сдержать слез.
Несмотря на холодную и ветряную погоду, многие приходили с маленькими детьми, хотя стоять в очереди к микрофону приходилось больше получаса. Зачитав несколько имен, каждый ставил на постамент у Соловецкого камня зажженную поминальную свечу.
На стендах, установленных в сквере, экспонировалась выставка "Топография Большого террора", рассказывающая о местах заключения, расстрелов и захоронения политических узников в Москве. Также можно было познакомиться с материалами проекта "Последний адрес", в рамках которого обычные люди устанавливают на своих домах в разных городах таблички в память о тех, для кого этот адрес стал последним, откуда человека забрали за решетку, и он не вернулся.
К концу дня здесь будут тысячи свечей, а Соловецкий камень будет утопать в цветах. Но, как и в прошлые годы, назвать имена всех расстрелянных не успеют. По данным Международного "Мемориала", всего за годы Большого террора в Москве были расстреляны более 40 тысяч человек.