«Последний адрес» – это общественная инициатива для увековечения памяти
наших сограждан, ставших жертвами политических репрессий и
государственного произвола. Идея проекта зародилась в Москве, однако его
развитие очень быстро вышло за пределы одного города. В Петербурге
теперь тоже активно работает инициативная группа.
По словам одного из инициаторов проекта Сергея Пархоменко: «Идея заключается в том, чтобы создать административный и технический механизм, который позволит любому из нас стать инициатором установки типового мемориального знака, с именем человека, когда-то сгинувшего в бессмысленной мясорубке репрессий. Совершенно не обязательно быть этому человеку родственником, наследником или что-нибудь в таком роде: достаточно просто об этом человеке знать и хотеть, чтобы память о нем была жива».
Все вместе эти знаки образуют огромный народный «мемориал», который протянется по всей территории страны и охватит множество больших и малых городов и поселков России.
Основой проекта стал уникальный архив данных, созданный обществом «Мемориал» на базе региональных Книг Памяти. Любой желающий может осуществить поиск, отталкиваясь от интересующего адреса или имени, и прислать организаторам «Последнего адреса» заявку с предложением установить еще один знак – по конкретному адресу, с конкретным именем.
Проект мемориального знака создан известнейшим российским архитектором и дизайнером Александром Бродским. На металлической табличке размером 10 на 17 сантиметров размещаются имя репрессированного, даты его рождения, ареста, гибели и реабилитации.
Инициатива уже получила широкие отклики среди людей, чьи семьи прошли через репрессии. Магда Алексеева, журналист и писатель, относится к этому проекту очень положительно: «В Москве, где инициатива получила свое начало, я надеюсь, такая табличка скоро появится на доме, где мы жили до войны. Оттуда забрали и увезли в ГУЛАГ моего отца, журналиста газеты “Гудок”. Он никогда больше не вернулся ни к нам, ни в этот дом. Он погиб в ГУЛАГе. Установкой этой таблички сейчас занимается моя племянница Марина Токарева. Память о тех, кто погиб в годы сталинских репрессий, несомненно, должна быть увековечена. Тысячи, даже десятки тысяч людей ушли из своих домов, чтобы боле никогда туда не вернуться».
Поддерживает идею общественной инициативы и литератор Владимир Шалыт. Его дед – Зиновий Самойлович Шалыт, старый большевик, директор Ленинградского Дома печати, в 1937 году был репрессирован и провел пятнадцать лет в лагерях. В 1956 году он был освобожден, а затем реабилитирован. Владимир Шалыт пытается увековечить память об репрессированных писателях и журналистах. Он передал подлинные фотографии того времени в филиал Музея политической истории, работает в архивах, изучая дела репрессированных родственников, надеется выпустить книгу воспоминаний.
22 марта имена двенадцати ленинградцев, расстрелянных в годы
«большого террора» или погибших в сталинских лагерях, появятся на пяти
домах в центре Петербурга. Вот они, адреса, ставшие последними для
инженеров, рабочих, экономиста, искусствоведа и востоковеда: ул.
Пушкинская, 19; ул. Декабристов, 9; ул. Рубинштейна, 23; набережная реки
Фонтанки, 34 и 129.
На карте Петербурга указаны места, где планируется установить знаки
Интерактивная карта размещена на сайте poslednyadres.ru