Сергей Пархоменко привинчивает первую табличку «Последнего адреса» в Таганроге |
Проект «Последний адрес» возник в 2013 году по предложению группы московских и санкт-петербургских историков, правозащитников, гражданских активистов, журналистов, литераторов, архитекторов и дизайнеров. Цель проекта – развитие общественной инициативы для увековечения памяти жителей наших городов, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в годы Советской власти. Результатом такой инициативы должна стать установка многих тысяч персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий.
В Таганроге табличка появилась на доме, из которого был увезён второй секретарь горкома партии Михаил Бондаренко, отец почётного гражданина города, писателя Игоря (Гарри) Бондаренко, ушедшего из жизни в январе 2014 года. Его отец был репрессирован в 1937-м году и расстрелян в 1938-м. Забирали его из дома по Петровской, 37.
На фото Игорь Бондаренко у дома по Петровской, 37. Фото из архива.
Как рассказал «Ёрш.Таганрог» Серегей Пархоменко, Таганрог стал первым, после двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга — городом в стране, в котором появится такой знак. Поскольку власти «очень настороженно и придирчиво» относятся к всяческой гражданской инициативе снизу, и в частности к появлению на домах подобных «памятных знаков», то и в Таганроге организаторы, обратившиеся в администрацию, получили не то чтобы отказ, но предложение пройти всю бюрократическую процедуру узаконения и согласования, согласно положению о памятных досках и знаках. С формулировкой «памятный знак» не согласен Пархоменко
— Это скорее информационная табличка, такая же, как табличка с номерами телефонов ЖЭКа или фамилией участкового. Мы просто информируем граждан, что из этого дома в годы репрессий был увезен навсегда житель этого дома.
Практически все уже появившиеся таблички посвящены не каким-то особо выдающимся или известным людям, это совсем не главное. Ведь уводили в никуда не только партработников или писателей с поэтами. Это были и простые рабочие, служащие, даже дворники.
— Так что на вопрос про фамилию на табличке «кто это?» в большинстве случаев можно ответить — никто. А точнее — человек, — говорит Пархоменко.
По словам Сергея Пархоменко, самое важное даже не табличка, которая очень маленькая и не всякий её и заметит, а люди, которые инициировали её появление, и сделали всё, чтоб она появилась. В Таганроге такие люди нашлись. А, к примеру, в соседнем Ростове-на-Дону таких людей пока нет. Но я думаю, они появятся — уверен журналист.
Следующим после Таганрога «провинциальным городом» на карте проекта «Последний адрес» по словам Пархоменко возможно будет Пермь.
Всего на данный момент таких табличек уже в трёх городах страны (Москва, Питер и Таганрог) нет ещё и сотни.
— Такой задачи — обвешать все дома сотнями табличек, у нас нет, заявил Пархоменко. Сколько будет людей, которые захотят сохранить память о близком или не очень для них человеке, столько будет и табличек, — заявил Пархоменко.
Более подробный разговор с Сергеем Пархоменко ожизни, о проекте, о власти и о Таганроге — будет опубликован на «Ёрш.Таганрог» и donnews.ru