Вчера, 16 октября, в Томске были установлены пять памятных табличек жертвам политических репрессий в рамках проекта «Последний адрес». Памятные знаки появились на домах по адресам улица Лермонтова, 51, улица Октябрьская, 28, и улица Загорная, 66. Корреспондент портала Tomsk.ru побывала на этих памятных местах вместе с родственниками репрессированных.
Два брата — одна судьба
По улице Лермонтова стоит большой деревянный дом под номером 51, который в конце XIX века построила семья мастерового Манохина, приехавшая в Томск с Урала. В семье росло трое сыновей и дочь: Иван, Андрей, Георгий, Татьяна.
Братья с детства работали в мастерской отца, в годы НЭПа Иван был уже совладельцем этой мастерской со своим младшим братом Андреем. Третий брат, Георгий, умер в 1930 году. С завершением в стране НЭПа семейная мастерская Манохиных была закрыта, Иван стал работать кузнецом на заводе «Республика», Андрей — маляром в артели «Корзинщик».
Оба брата вместе со своими семьями по-прежнему проживали в отцовском доме по Лермонтова, 51. Здесь же 28 октября 1937 года Иван и Андрей Манохины были задержаны сотрудниками НКВД. А уже 13 ноября оба были приговорены к десяти годам лагерей с поражением в правах на пять лет. Из мест заключения ни один из братьев Манохиных уже не вернулся.
Согласно информации УФСБ по Томской области, Иван Манохин умер 11 марта 1938 года в исправительно-трудовом лагере в городе Мариинске. Был реабилитирован 24 ноября 1959 года постановлением Президиума Томского облсуда.
Андрей Манохин, согласно справке ЗАГСа Новосибирска, выданной родственникам только 12 декабря прошлого года, умер 23 мая 1938 года от воспаления легких в возрасте 48 лет. Был реабилитирован в июне 1961 года.
Внучка Ивана Манохина Елена Уткина сейчас живет в Северске. Именно она и ее сестра стали первыми жителями Томской области, которые обратились в фонд «Последний адрес», чтобы увековечить память о своих дедах.
«Была замечательная семья, которую просто взяли и разрушили, несправедливо», — со слезами на глазах рассуждает Елена.
В установке памятных табличек также приняли участие правнучка и праправнучка Ивана Манохина.
Конец дворянского гнезда
Еще одним потомком, решившим увековечить память о репрессированных родственниках, стал представитель известного российского княжеского рода Голицыных — Владимир Александрович Голицын. Сын князя Александра Владимировича Голицына, расстрелянного в Томске в 1938 году.
В 30-е годы прошлого века Владимир Голицын потерял в Томске сразу трех родственников: отца — Александра Владимировича Голицына, тетю — Ольгу Владимировну Урусову-Голицыну и супруга тети — Петра Петровича Урусова.
Петр Петрович Урусов родился 18 января 1907 года в Ярославле в семье представителя известного княжеского российского рода Петра Урусова. В послереволюционной России он смог получить только среднее профессиональное образование.
«В те годы и речи не могло идти о том, чтобы человек из княжеского рода мог поступить в какое-то высшее учебное заведение, поэтому Петр Урусов пошел учиться в железнодорожный техникум», — рассказал Владимир Голицын.
В 1928 году после окончания техникума в Ростове-на-Дону Урусов устроился на работу теплотехником в Управлении теплосетей города Москвы. В 1933 году начались аресты.
«Это произошло 2 или 3 ноября 1933 года. Арестовали Петра Урусова, арестовали тетю Олю, арестовали моего отца, их брата художника Владимира Михайловича Голицына и Бобринского, — рассказал Владимир Голицын. — Через некоторое время тетю Олю отпустили, остальные получили сроки».
Петр Урусов был приговорен к трем годам ссылки из Москвы в Казахстан. Александра Голицына приговорили к трем годам лагерей, которые он отбывал в Сибири на станции Яя (нынешняя Кемеровская область).
«В их делах так и было написано, что подсудимый намеревался убить вождя партии товарища Сталина, — сын князя показывает копию страницы из дела своего отца. — Получили они за это всего по три года. А ведь случись это в 1934 году после убийства Кирова, их бы расстреляли моментально, поскольку дела тогда проводились в течение 24 часов с исполнением приговора».
В 1934 году княгиня Ольга переехала в Казахстан к месту ссылки мужа.
После своего освобождения в 1936 году Александр Голицын женился, в семье ждали ребенка. Для того, чтобы улучшить условия жизни князь, пока без семьи, вместе с сестрой и ее мужем перебрался в Томск.
Семья Урусовых поселилась в квартире по улице Октябрьской, 28. Петр Урусов устроился работать теплотехником в проектно-сметное бюро местного стройтреста, Ольга была домохозяйкой.
«У меня даже сохранился рисунок, как они здесь купались на речке. Он очень неплохо рисовал», — улыбается Владимир.
24 декабря 1937 года в дом Урусовых вновь постучалась беда. Глава семьи был арестован органами НКВД, а уже 28 декабря того же года Петр Урусов был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был исполнен 13 января 1938 года князь был расстрелян.
После ареста супруга Ольга Урусова-Голицына переехала к своему брату Александру Голицыну, который снимал квартиру неподалеку в доме по адресу улица Загорная, 66. Он работал в томском городском театре актером под псевдонимом Алвегов.
«Читая дневники деда, я узнал, что отец с детства был увлечен театром, — делится Владимир Голицын. — Надо сказать, что в семье Голицыных театральные постановки ставились довольно часто с привлечением известных актеров. Занималась этим Софья Николаевна, прабабушка, в доме на Покровке и во дворце за городом. В дневнике есть и такие записи, что сегодня, например, у нас был рисовальный вечер. И идет перечисление художников, которые были: Васнецов, Коровин и другие. Рисовали графиню Юсупову. Вот в такой обстановке росли деды, росли мои родители».
Перевести жену и родившегося сына Александр Голицын не успел. 31 января 1938 года в доме по адресу улица Загорная, 66, сотрудниками НКВД был арестован Александр Голицын вместе со своей сестрой Ольгой Урусовой-Голицыной. В этот дом они больше не вернулись.
«Когда арестовывали отца и тетю, они не знали, что дядя Петя уже был расстрелян», — рассказывает Владимир Голицын.
Брата и сестру приговорили к расстрелу как участников контрреволюционной организации. Ольга была расстреляна в Томске 5 марта 1938 года. Ее брат Александр Голицын был расстрелян 11 июля.
Петр Петрович Урусов и Ольга Урусова-Голицына были реабилитированы 4 октября 1956 года, Александр Голицын — 11 октября 1956 года.
«Может и к лучшему, что мы с мамой не успели переехать в Томск, а то, может быть, и меня бы сейчас не было в живых», — рассуждает Владимир.
Сегодня потомок княжеского рода живет в Москве, возглавляет Международный совет дворян. Несмотря на то, что Владимиру Голицыну сейчас 79 лет, он продолжает работать. На протяжении последних 25-ти лет он является заместителем главного инженера Московского завода электромеханической аппаратуры.