В Кургане родственники георгиевского кавалера Василия Власова, арестованного в 1942 году за «контрреволюционную агитацию», сегодня установили информационную табличку на дом по адресу ул. Савельева, 54. Таким образом город присоединился к проекту «Последний адрес», в рамках которого в городах появляются таблички на домах, где жили жертвы репрессий.
Информацию о своем деде Василии Николаевиче Власове внук Валерий Власов вместе с родными искал около 26 лет. «На этом месте был деревянный дом, отец показывал, что они здесь жили», - рассказывает Валерий, который и сам теперь живет неподалеку. По словам курганца, его дед служил в царской армии и всегда гордился тем, что являлся георгиевским кавалером. В 1941 году Василий Николаевич ушел на фронт добровольцем, был писарем в 24-м стрелковом запасном полку 2-й запасной стрелковой бригады. В 1942 году Военный трибунал осудил его по статье 58-10 ч.2 и приговорил к высшей мере наказания.
«Мы нашли протокол допроса: на него поступил донос, две недели деда допрашивали, пытались от него узнать, действительно ли он георгиевский кавалер. А он был из крестьян, он был грамотный. Ну и решили, что раз из крестьян и грамотный, то точно кулак!» - добавил Валерий. Согласно обвинительному заключению, Власов «систематически проводил контрреволюционную агитацию среди красноармейцев и командиров штаба полка, направленную на восхваление фашистского строя и культуры, высказывал недоверие к партии и Советскому правительству в проводимой ими политике, дискредитировал командно-политический состав Красной Армии». Его приговорили по 58 статье к расстрелу, а потом заменили смертный приговор на 10 лет лагерей. От истощения в мае 1944 года он умер в Челябинской области. «Оттуда он писал, что трупы политических зэков выбрасывали просто в отвал Карабашского медного комбината. А местные жители возмущались, что кости таскали собаки, а не тому, столько людей остаются незахороненными», - рассказывает Валерий.
В одном из последних писем Василий Власов обращается к семье: «Итак, вы остаетесь у меня сиротами с сегодняшнего дня. Судьба моя окончательно решена, и на возврат к жизни надежды нет. Весь материал, по которому меня судили, содержит правды 1% и 99% ложь. Я погибну невинным ни за что. Я жертва кровожадности и коварства людей. Мне приписали контрреволюционн (неразборчиво – ред.), которой на самом деле нет у меня и тени. Ни на следствии, ни на суде моей правды не принято во внимание ни на грамм, ни на йоту. Я сужден по подложным материалам. Три свидетеля, три крокодила, три акулы охотились за мной и проглотили. Родные мои, жена и дети! Не доверяйтесь людям и не верьте в них… Не верьте и тому, что в мире есть правда. Ее не было и нет. Ваш отец всю жизнь боролся за правду и ее не нашел. И в поисках правды погиб сам. Боритесь с жизнью всеми возможными средствами…
В самые близкие дни меня увезут расстреливать в Челябинскую тюрьму, и в тюремном подземном подвале горячей пулей палач НКВД прекратит мою жизнь. Меня расстреляют ночью, когда будут все спать. В это же время усну и я вечным сном, и на черном вороне (на автомашине) утром (меня) мой труп увезут за город на отвал. Мое посмертное письмо сохраните вместе с моими документами. Остальные мои письма порвите – уничтожьте. Кто останется в живых после этой войны, может быть когда вспомнит обо мне и что-либо почитает из моей жизни. Итак, я погибаю 46 лет от роду, не давши помочь воспитанию моим милым детям».
На оборотной стороне конверта Власов сделал позже приписку: «Не падайте духом. Боритесь с жизнью стойко! Ожидайте, авось жизнь вернется! Не морите себя в городе. Поезжайте жить в отдаленные районы от жел. дор. Посылаю для сведения свой приговор суда. Вчера, 30.07.42 написал сам кассационную жалобу на 7-ми страницах и отправил в Москву. Ответа придется ждать 1-2 месяца. На днях отправят нас всех смертников в Челябинскую тюрьму. Катя (жена Власова – ред.), сходи в нарсуд, узнай хорошо, распространяется ли конфискация имущества и на домашнее… До свидания! Целую вас всех крепко. Ваш муж и отец». Реабилитировали Власова лишь в 1989 году.
Небольшая табличка проекта «Последний адрес» – первая в Курганской области, установленная в память жертв репрессий.