5 июля в Добрянке в рамках общероссийской гражданской акции «Последний адрес» на доме № 5 по ул. Воробьёва (бывшей Пролетарской) была установлена небольшая памятная табличка, посвящённая расстрелянному в 1938 году фотографу Сергею Андриановичу Удникову.
Акция, собравшая около трёх десятков человек, началась в читальном зале архивного отдела администрации района. Как сказал её координатор по Пермскому краю, научный сотрудник краевого «Мемориала» Александр Чернышов: «Цель мероприятия заключается в увековечивании памяти наших соотечественников, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в советский период».
Подобные таблички устанавливаются ныне по всей стране на тех домах, которые стали последними прижизненными адресами расстрелянных или сгинувших в лагерях людей. В Добрянке такая табличка стала первой, в Пермском крае – 22-й. На ней – лаконичные сведения об ушедшем человеке и символическое пустое оконце вместо портрета. Был человек, любил, творил и вдруг исчез навсегда по бесправному решению каких-то облечённых властью личностей, во имя придуманных кем-то мифических идей.
На встрече в архиве помимо историков, то и дело вытирая слёзы, выступила и жительница Перми Зинаида Бердникова, дочь погибшего в ходе репрессий рабочего-железнодорожника из Верещагинского района Поликарпа Гилёва. Ранее на его доме на ст. Волегово тоже была установлена подобная табличка.
Участники акции «Последний адрес» в Добрянке, в том числе представители властей, говорили о необходимости сохранения исторической памяти о нашем прошлом, вспоминали безвинно погибших родственников и зажигали свечи в память о них. К только что прикреплённой табличке с фамилией С. А. Удникова были возложены живые цветы.
Сергей Андрианович Удников прожил в Добрянском районе чуть более 13 лет, с ноября 1924 по январь 1938 года. Жизнь его в эти годы можно условно разделить на две части. Первая связана с церковным служением в Полазне (до конца 1929 г.), вторая – с работой фотографом в Добрянке (постановление об аресте было вынесено 31 декабря 1937 г.).
Обновленческий раскол
С. А. Удников был выходцем из бедной крестьянской семьи. Родился он в октябре 1894 года в селе Коса Соликамского уезда. До революции крестьянствовал, служил в церкви псаломщиком, а затем был возведён в священнический сан и к середине 20-х годов числился протоиереем. Являлся сторонником обновленческой церкви. На волне обновленчества и был направлен в полазненскую Свято-Троицкую церковь.
Приверженцы обновленчества, считая «тихоновщину» (сторонников арестованного ГПУ патриарха Тихона) церковью застывшей, древней, не соответствующей новому времени, в противовес называли своё течение «живой церковью». Сторонники же патриарха, говоря о сути обновленчества, небезосновательно считали его движением антицерковным, раскольническим, ставшим на путь политического приспособленчества.
Выгодный власти и поддерживаемый ГПУ раскол произошёл в 1923 году. Обновленцы активно ратовали за советскую власть, выступали за право священников вступать в повторный брак и за белый брачный епископат, хотя по канонам епископы могли избираться только из числа чёрного духовенства, т. е. безбрачных, монашествующих. Обсуждалась обновленцами и возможность ведения богослужения на современном русском языке.
В 1923 году обновленческое движение было поддержано большинством священников Добрянского района. Ослаблявший православную церковь раскол на обновленцев и «староцерковников» привёл к ожесточённой, зачастую переходящей все рамки приличия борьбе между ними в приходах, в том числе в Полазненском.
«Врагов своих покорю любовию»
Можно предположить, что молодой протоиерей Сергий Удников следовал идеям обновленчества на основании искреннего убеждения в необходимости «раскрепощения» церкви. Поэтому, будучи благочинным, провёл в 1928 году в Полазне съезд церковнослужителей и мирян, в резолюции которого рекомендовалось: «По силе возможности проводить в жизнь идеи обновления в своих приходах, переходя от слова к делу, отмежевываясь от тихоновщины как церковной контрреволюции, поставив целью лозунг: «Свободная церковь в свободном государстве». В свою очередь полазненские противники обновления, указывая на Удникова, прямо заявляли прихожанам, что «это не священник, коли хвалит власть». Основания так говорить были. 6 ноября 1927 года Удников организовал в храме вечернюю службу в честь «празднования десятилетия Октябрьской революции» и провёл беседу на тему «О почитании власти и моления за неё», а 7 ноября совершил «торжественный молебен с возглашением многолетия нашей Стране и ее Правителям».
Фото С. Удникова./ Из фондов Добрянского историко-краеведческого музея
Удников был деятельным человеком. В 1928 году, благодаря ему, на базе часовни открылась Петропавловская церковь в д. Лунежки.
В том же году он сообщал в епархию: «Большинство верующих за меня. (…). За меня все лучшие люди как завода так и деревень, идущие же против меня введены в обман (…). Врагов своих покорю любовию».
В тот период ему последовало предложение о переводе в Кизел, но он воспротивился этому. «Я полазнинский приход отвоевал от тихоновщины и твердо решил без боя его никому не отдавать, – убеждённо писал о. Сергий в епархиальное управление. А если уж придется может быть мне уходить (…), то я не остановлюсь и пред снятием сана; Я верю в справедливость и правду, а не в произвол. Место себе я где-нибудь да найду».
Фотограф-кустарь
Фото С. Удникова./ Из фондов Добрянского историко-краеведческого музея
Сан он действительно снял и место нашёл, а вот от произвола государства уйти не смог…
Протоиерей Сергий Удников оставил служение в конце 1929 года, когда после покаяния перед властью и освобождения из заключения патриарха Тихона началось постепенное возвращение обновленческих приходов в лоно патриаршей Церкви. По сведениям на 1 сентября 1930 года, на территории Добрянского района 10 церквей и 23 часовни относились к ведению «староцерковников», а обновленцам принадлежали только 3 церкви и 6 часовен. Нераскаявшиеся обновленцы были запрещены Тихоном в священнослужении.
Увлёкшись редким тогда фотоделом, С. А. Удников зарегистрировался в Добрянке «фотографом-кустарём». Снимал много и качественно. Почти все фотографии Добрянки 30-х годов принадлежат ему. Бывший священник был арестован органами НКВД 4 января 1938 года. Стандартно обвинялся в шпионаже. 7 февраля прозвучал приговор: высшая мера наказания (ВМН), конфискация имущества. Расстрелян 16 марта 1938 года, реабилитирован в 1989-м.*