«Виктор Павлович спас мою семью ценою собственной жизни», — именно так говорит Нина Яковлевна о своём деде. Но такого подвига советская власть не оценила. |
На месте многоэтажки в самом центре города по улице Пушкина, 21, долгое время стоял каменный дом. Тогда у него был другой адрес — Луначарского, 47. В этом здании жил до своего ареста Виктор Павлович Андреевский.
Виктор Андреевский до революции был русским офицером, а после 1917 года и вплоть до самого ареста он работал в госпитале № 1712 в должности начальника финансовой части.
3 августа 1940 года Управлением НКВД по Пермской области Андреевский был арестован по статьям 58-10, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР. А уже 20 октября 1940 года Судебная коллегия по уголовным делам Пермского областного суда приговорила Виктора Павловича Андреевского к 7 годам лишения свободы.
Как рассказывает внучка Виктора Павловича Нина Яковлевна Фрейман, поводом для ареста стало то, что он приютил у себя родных, которых уже коснулись репрессии. Зная, насколько это было опасно в тот момент, когда многие соотечественники отказывались от своих родственников, неугодных советской власти, Виктор Павлович принял решение разместить их в своём доме.
Нина Яковлевна Фрейман, внучка Виктора Андреевского:
— Конечно, у мамы к тому моменту судьба уже была искорёжена. Но кто знает, что бы их ждало, если бы Виктор Павлович ценой своей жизни их не спас! Он их приютил, взял на иждивение своё. И поэтому их не отправили в лагерь, не разделили семью.
В 1944 году Виктор Павлович, будучи безнадёжно больным заключённым ГУЛАГа, был актирован и освобождён. Нина Яковлевна вспоминает, что её маме передали весточку о том, что он едет из Кирова. В военное время нужно было специальное разрешение, чтобы передвигаться по городу. Тогда мама Нины Яковлевны пришла в педагогический институт, где училась на физмате, и попросила у декана разрешения съездить на вокзал и встретить родственника.
Разрешения не дали. Да и Виктору Павловичу не удалось добраться до Перми. По пути его сбросили с поезда. И 11 мая 1944 года он умер в больнице Кирова от тяжёлой формы туберкулёза лёгких и крайней дистрофии.
Нина Яковлевна Фрейман, внучка Виктора Андреевского:
— Узнав о смерти, мама снова пошла к декану факультета, чтобы тот дал разрешение поехать на похороны в Киев. «Теперь-то вы мне разрешите?» — спросила она. Декан, конечно, отпустил маму. Но в знак протеста против того, что её не отпустили в первый раз, мама ушла с физмата и перевелась на факультет дошкольной педагогики, всю жизнь потом проработав в образовании.
28 декабря 1956 года Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР Виктор Павлович Андреевский был посмертно реабилитирован. Впрочем, эта реабилитация вряд ли уменьшила страдания семьи, которая потеряла не просто родственника, но своего спасителя.