Дом № 15 по улице Средней Подъяческой находится на одной из самых посещаемых туристских троп Петербурга. Именно в этом доходном доме по мнению большинства исследователей жила старуха-процентщица, ставшая жертвой Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сегодня «Последний адрес« установил на этом доме памятные таблички двум его жильцам, ставшим жертвами политических репрессий.
Михаил Семенович Казначеев родился в 1905 году в селе Раевское Раевской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье крестьян.
В 1929 году Михаил окончил Инженерно-экономический институт. Был кандидатом в члены ВКП(б) в 1931-1937 годах. По воспоминаниям родственников, в феврале 1936 года он был исключен из партийных списков за «сокрытие своего социального происхождения» (как сын репрессированного кулака).
В 1931 году Михаил женился. В августе 1935 года у супругов родилась дочь Беата.
К моменту ареста Казначеев работал заместителем начальника планового отдела завода №4 имени Калинина. Завод №4 ведет свою историю с 1869 года, когда он начал производство как отделение Санкт-Петербургского патронного завода. Специализировался на патронно-трубочном и взрывательном производстве. Имя «всесоюзного старосты», который до революции работал на заводе, было присвоено заводу в 1927 году.
В 1929 году прошла первая волна арестов среди работников завода. По сведениям, которые приводятся в статье «К истории репрессий на заводе № 4 имени М.И. Калинина (бывшем Трубочном) тогда по т.н. делу «О контрреволюционной вредительской организации в военной промышленности СССР» были репрессированы военные инженеры В.Д. Саватеев, М.Ф. Левковцев, И.М. Храбров, Н.В. Уткин, бывший помощник начальника Трубочного завода по технической части В.Л. Дымман и др.
В 1937 году прошла вторая волна репрессий на заводе. Были арестованы директор завода В.В. Тимофеев, главный инженер завода Л.Б. Иткин, главный бухгалтер завода В.А. Аккуратов и многие другие. Всех их обвинили в «создании на заводе троцкистско-террористической организации, передававшей германским разведорганам шпионские сведения о производственной деятельности предприятия и проводившей вредительскую работу». Всего с августа 1937 года по начало февраля 1938 года по этому делу было расстреляно 32 работника завода им. Калинина.
Михаил Семенович был арестован 19 августа 1937 года. Его обвинили в том, что он «являлся участником троцкистской диверсионно-вредительской организации, действовавшей на заводе № 4 им. Калинина, и занимался вредительской деятельностью». При обыске сотрудники НКВД изъяли две полевые военные сумки, кобуру от нагана, альбом с фотографиями, пакет с перепиской.
27 февраля 1938 года Выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР в Ленинграде вынесла приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей.
Его жене Валентине Николаевне удалось получить два письма из тюрьмы. «Первое написано отцом очень мелким почерком на папиросной бумаге, тайно вынесено из лагеря в обуви и адресовано Сталину, – писала много позже в своих воспоминаниях дочь Казначеева Беата. – Второе написано перед войной, в мае 1940 года, видимо, после получения фотографии дочери». Но письма, к сожалению, не сохранились.
«Видимо, в том же 1938 году мы с мамой уехали из Ленинграда и вернулись обратно только в 1951 году, - продолжает свой рассказ Беата Михайловна. – Моя мама, человек очень сдержанный, никогда не рассказывала о своих отношениях с местной властью. В семье, которая первое время приютила нас, была такая же трагедия».
Михаил Семенович скончался в лагере на Колыме 15 февраля 1943 года от «упадка сердечной деятельности, паралича центра дыхания» (так в справке о смерти, выданной семье в 1994 году). Ему было 37 лет. Он захоронен на кладбище лагпункта в поселке Стан Утиный Ягоднинского района Магаданской области. Захоронение не сохранилось.
Уже в зрелом возрасте, в перестроечные времена его дочь Беата Михайловна пыталась разобраться в судьбе отца и переписывалась с И.А. Паникаровым, который занимался сбором материалов для Книги Памяти Магаданской области.
Михаил Семенович Казначеев был реабилитирован в 1957 году.
Архивные документы М.С. Казначеева
Леон Мальвинович Адамович родился в 1878 году в местечке Суббат Шлексберкской волости Илукского уезда Курляндской губернии в крестьянской семье, по национальности – латыш. Леон учился в церковно-приходской школе, но окончил лишь два класса.
К моменту ареста Леон Мальвинович работал фотографом на машиностроительном заводе № 7, который занимался производством артиллерийского и минометного вооружения.
Леон Мальвинович был арестован 5 декабря 1938 года. Его обвинили по статьям 58-6-9-11 УК РСФСР (шпионаж, причинение ущерба, пропаганда, организационная деятельность). 29 декабря 1937 года ему зачитали смертный приговор, который был приведен в исполнение 5 января 1938 года. Ему было 60 лет.
У Адамовича остались 65-летняя жена Христина Ивановна и 30-летняя дочь Леонтина.
Леон Мальвинович Адамович был реабилитирован посмертно в 1958 году «за отсутствием состава преступления».
Документы следственного дела Л.М. Адамовича
Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения еще о четверых репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.