Москва, Хоромный тупик, 2/6
На карте На карте

| 19 марта 2023

Угловой шестиэтажный дом № 2/6 в Хоромном тупике был построен в 1928 году по проекту архитектора А.И. Мешкова в стиле конструктивизма. Это один из первых в Москве ведомственных кооперативных домов, в котором жили сотрудники Наркомата иностранных дел и Наркомата труда.

Согласно базам «Мемориала», по крайней мере 17 жильцов этого дома в 1930-х годах подверглись политическим репрессиям. Дом стал одним из пилотных зданий проекта «Последний адрес», где в декабре 2014 года были установлены первые три памятных знака – с именами кадровых дипломатов Бориса Николаевича Мельникова, Михаила Андреевича Карского и Сергея Константиновича Пастухова. Позже, в марте 2015 года, здесь появилась еще одна памятная табличка – с именем дипломата Марка Абрамовича Плоткина, а в январе 2017 года к ним добавился пятый знак – с именем дипломата Григория Моисеевича Меламеда. В январе 2022 года мы установили на фасаде этого дома семь новых мемориальных табличек.

Сегодня здесь появился 13-й памятный знак – с именем учителя математики Дмитрия Васильевича Варзара. Заявку подала его дочь Ксения Дмитриевна Варзар.

Дмитрий Васильевич Варзар родился в 1884 году в Чернигове. Он был младшим из пятерых детей в семье Александры Григорьевны Варзар (Рашевской) и Василия Егоровича Варзара. Отец Дмитрия был известным статистиком, экономистом и правоведом, основоположником промышленной статистики в России. В молодости он и его жена были связаны с народовольческим движением, участвовали в работе политических кружков и находились под надзором полиции. После 1880 года родители Дмитрия отошли от политической деятельности, и Василий Егорович начал серьезно заниматься сначала земельной, а затем промышленной статистикой. Со временем он стал одним из самых авторитетных специалистов не только в этих областях, но и в сфере фабричного законодательства. В этом качестве его в 1892 году пригласили на работу в Министерство финансов, и он несколько лет служил фабричным инспектором в Ревеле и Риге. В 1900 году Василия Егоровича назначили фабричным ревизором при Министерстве финансов и Министерстве торговли и промышленности, и он возглавил все работы по организации русской государственной промышленной статистики. С этого времени семья жила в Петербурге, где младший сын, Дмитрий, окончил университет. С 1911 года Василий Егорович носил чин действительного статского советника.

В 1918 году, спасаясь от голода и революционных волнений, вся семья перебралась на юг России, а Дмитрий Васильевич поселился в Киеве, где, как он рассказал на одном из допросов, работал страховым агентом. Родители его в это время жили в Ростове-на-Дону – отец служил в краевом статистическом бюро и был профессором Донского университета.

В Ростове жила и невеста Дмитрия Федоровича, Евдокия Ивановна, – дочь казачьего подхорунжего, прошедшего Первую мировую войну, а затем воевавшего в Белой армии. После окончания Гражданской войны он уехал в Китай, а позже, в 1928 году, туда же нелегально перебралась мать Евдокии Ивановны. В начале 1920-х годов Евдокия Ивановна и Дмитрий Васильевич поженились, и в 1923 году у них родился сын Всеволод.

В 1924 году Варзар-старший был приглашен в Москву, и за ним последовали другие члены семьи, в том числе и Дмитрий с женой и сыном. Василий Егорович работал во Всероссийском совете народного хозяйства (ВСНХ) и преподавал в МГУ.

В 1931 году у Евдокии и Дмитрия Варзаров родилась дочь Ксения.

Из материалов следственного дела мы знаем, что с 1932 года Дмитрий Васильевич преподавал математику в З-й пограншколе ОГПУ, которая после смерти В.Р. Менжинского и реорганизации ОГПУ в НКВД стала называться 3-й пограничной школой связи НКВД имени Менжинского. Все сотрудники такого рода учреждений привлекали внимание и находились под особым наблюдением, которое еще более усилилось после убийства Кирова, вызвавшего волну репрессий. Личность, поведение и высказывания Дмитрия Васильевича давали соглядатаям из НКВД множество поводов для подозрений и на его счет. Выходец из дворянской семьи, беспартийный, позволявший себе критические и даже саркастические высказывания о политике большевиков, о партийной идеологии и состоянии дел в стране, был немедленно взят на учет. В следственном деле собраны свидетельские показания его сослуживцев, которые пересказывают то, что Варзар говорил о коммунистической идеологии, положении в стране, коллективизации, усилении Германии под руководством Гитлера и угрозе, исходящей от этой страны. Все эти слова свидетельствуют о трезвом, рациональном и незамутненном идеологическими догмами взгляде на современность, который в условиях все нарастающей подозрительности превращает носителя такого взгляда во врага, предателя, контрреволюционера и антисоветчика.

Последствия не замедлили явиться: 23 апреля 1935 года Дмитрий Васильевич был арестован. Следствие длилось недолго – Варзару припомнили все его высказывания, дворянское происхождение и даже то, что отец его жены был белогвардейцем и жил в Китае. 17 мая 1935 года Особое совещание приговорило его по обвинению в «контрреволюционной агитации» к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Этот сравнительно мягкий приговор оставлял Дмитрию Васильевичу надежду остаться в живых, но наступившая вскоре эпоха Большого террора и проходивших в эти годы повальных лагерных «чисток» его погубила. 8 декабря 1937 года тройка УНКВД по Новосибирской области приговорила его к расстрелу по трем пунктам 58-й статьи. Мы не знаем, что явилось конкретной причиной этого приговора, приведенного в исполнение 20 декабря 1937 года. Известно лишь, что тогда же, в декабре, в Сиблаге, где отбывал наказание Варзар, было расстреляно 8245 заключенных. Ему было 53 года.

После ареста и гибели Дмитрия Васильевича, о которой семья не знала, его жена и дети остались жить в своей квартире в Хоромном тупике. Сын, Всеволод Дмитриевич (1923-1991), в 1942 году ушел на фронт и прошел всю войну, закончив ее в звании полковника инженерных войск, был награжден многими орденами и медалями. Дочь, Ксения Дмитриевна, после окончания общеобразовательной и музыкальной школ поступила в Институт геодезии и картографии и всю жизнь проработала в Московском геологическом тресте. Она до сих пор живет в той же квартире, где был арестован ее отец. После ареста Дмитрия Васильевича его жене и детям помогали другие члены этой большой семьи и, прежде всего, двоюродная сестра Всеволода и Ксении Нина (1909-1954), ставшая женой великого композитора Дмитрия Шостаковича и матерью его детей. Мать Нины, Софья Михайловна Варзар (в девичестве Домбровская), была арестована в апреле 1937 года по т.н. «Пулковскому делу» (она была астрономом и работала в Астрономическом институте), приговорена к шести годам лагерей, но в 1940 году дело в отношении нее было пересмотрено и прекращено, и она смогла вернуться домой.

22 октября 1956 года Президиум Кемеровского областного суда отменил приговор Дмитрию Васильевичу Варзару и прекратил его дело за отсутствием состава преступления.


Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото

Фото: Федор Флягин


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.