На этом месте в 1930-х годах стоял дом, в котором до дня своего ареста жил с семьей грузчик Сергей Иванович Борисов. Сегодня мы установили ему памятный знак.
Сергей Иванович Борисов родился в 1904 году в селе Лучинском Переславского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Получив начальное образование, он до 1931 года жил в родном селе и занимался сельским трудом, а затем переехал в Москву. Сначала он работал плотником на станции Тайнинская, а потом поступил в артель «Моспогруз» и через некоторое время стал бригадиром грузчиков.
Еще до переезда в Москву Сергей Иванович женился. В семье росли трое сыновей: Александр 1926 г.р., Николай 1931г.р. и Валерий 1934 г.р.
17 сентября 1936 года Борисов был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Основанием для ареста послужили показания нескольких его сослуживцев и подчиненных, утверждавших, что он отрицательно относился к советской власти и вел контрреволюционные, подрывные разговоры. По словам сослуживцев, Борисов якобы обвинял советское руководство в эксплуатации крестьянства и рабочего класса, неправильных политических решениях, ущемлении прав простых людей. В своем критическом отношении к советскому строю и его руководству Борисов дошел даже до принижения творчества А. М. Горького, говоря, что классик пролетарской литературы пишет только про воров и бандитов.
Все эти, написанные как под копирку, обвинения с на допросах и очных ставках отрицал, объясняя их недоброжелательным отношением к нему подчиненных, от которых он как бригадир требовал большего усердия и соблюдения трудовой дисциплины. Всего по делу Борисова было допрошено семь человек, и с двумя из них были проведены очные ставки.
Следователи, сочтя, видимо, собранные материалы достаточными для обвинения в судебном порядке по статье 58-10 (антисоветская, контрреволюционная пропаганда и агитация) передали дело на рассмотрение спецколлегии Мосгорсуда. На первое заседание 17 декабря 1936 года Борисов был по вине конвойной службы Бутырской тюрьмы доставлен с большим опозданием. Заседание перенесли на 28 декабря, но на сей раз не явились двое свидетелей – они были оштрафованы на 25 рублей, а заседание перенесли на новый срок. Тем временем один из свидетелей вообще пропал, ввиду его неявки дело вновь отложили – до 8 марта, а затем до 13 марта 1937 года. Борисов за эти месяцы написал несколько жалоб, где все обвинения отрицал и настаивал на своей невинности и на том, что свидетели клевещут на него «на почве злобы». 13 марта 1937 года суд в виду противоречивых показаний свидетелей отправил дело на доследование.
Судебное рассмотрение дела Сергея Ивановича могло закончиться сравнительно мягким приговором, но наступили времена Большого террора, и несколько месяцев, в течение которых следствие, видимо, вообще не велось, Борисов провел в Бутырке. И только 25 января 1938 года было составлено обвинительное заключение, утвержденное печально знаменитым заместителем начальника УНКВД по Московской области майором Якубовичем, передавшее дело Борисова на рассмотрение тройки НКВД. 26 января 1938 года этот внесудебный репрессивный орган приговорил Сергея Ивановича к расстрелу, и 31 января приговор был приведен в исполнение. Ему было 34 года.
В 1939 году жена Сергея Ивановича, Вера Николаевна Борисова, ничего не знавшая о судьбе мужа, написала на имя наркома внутренних дел заявление, в котором просила пересмотреть дело, но просьба ее осталась без удовлетворения. В 1955 году она снова попыталась узнать, что же случилось с Сергеем Ивановичем, и получила по обычаю тех лет ложное сообщение о том, что он в 1942 году он умер в местах заключения от склероза сердца.
Правду о судьбе мужа вдова и дети Борисова узнали только в 1989 году, когда он был полностью реабилитирован, но место его захоронения так и осталось неизвестным.
Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео