Пятиэтажный трехподъездный дом № 13 по Капельскому переулку был построен в 1936 году для работников «Издательского товарищества иностранных рабочих в СССР». Поскольку «Издательское товарищество» специализировалось на выпуске книг на иностранных языках, среди его сотрудников было много специалистов, приехавших из стран Европы и Азии. В этом доме жили немцы, корейцы, китайцы, венгры, поляки, один иранец и один бурят, а также реэмигранты, когда-то покинувшие Россию, а затем вернувшиеся на родину. Жили здесь и работники других московских издательств и типографий, информационного агентства ТАСС.
Согласно архивным данным, по меньшей мере 27 жителей этого дома были расстреляны в годы Большого террора. В январе 2018 года мы установили мемориальные таблички двум его жильцам. Через год, в феврале 2019-го, здесь появился еще один памятный знак, в феврале 2021 года к трем ранее установленным табличкам добавилась четвертая. Сегодня мы прикрепили на фасаде дома пятый памятный знак – известному бурятскому педагогу и ученому Базару Санжиевичу Ишидоржину, внесшему большой вклад в развитие образования и науки молодой Монгольской республики в 1920-х годах. Заявку на установку подала его правнучка Эржена Базарова.
Базар Санжиевич Ишидоржин родился в 1899 году в улусе Нижний Оронгой Селенгинской степной думы (ныне Республика Бурятия, Иволгинский район, Оронгойское сельское поселение) в семье бурятских зажиточных крестьян-скотоводов. Учился в Оронгойской двухклассной приходской школе, которую окончил с похвальной грамотой, затем – в Читинской учительской семинарии, которую окончил в 1919 году. В 1919 году поступил в Иркутский учительский институт, но, по всей видимости, не окончил его. Во всяком случае, в следственных документах есть пометка о незаконченном высшем образовании.
По некоторым данным, Базар Ишидоржин какое-то время учился в Лейпцигском университете в Германии, хорошо владел немецким и французским языками.
После установления Советской власти в Забайкалье Ишидоржин активно включился в политику. Был членом Бурятского революционного комитета (Бурревком), 1920-1922 годах работал в монголо-тибетском отделе Дальневосточного секретариата Исполкома Коминтерна (ИККИ), который возглавлял видный деятель Коминтерна Элбек-Доржи Ринчино, был членом редколлегии газеты монгольских революционеров «Монголын Yнэн» («Монгольская правда»), издававшейся в Иркутске, и глубоко изучил проблемы революционного движения в Монголии.
В феврале 1922 года Ишидоржин участвовал как член монгольской делегации в работе I Съезда трудящихся Дальнего Востока в Москве. В конце августа — начале сентября 1922 года в составе группы бурятских деятелей во главе с Ринчино по линии Коминтерна он отправился в Монголию. «Это была немногочисленная, но энергичная и политически активная группа, это были люди, способные действовать самостоятельно, за плечами большинства из них было хорошее образование, это были профессионально подготовленные люди, знавшие и любившие Монголию, – пишут в книге «Бурятские национальные демократы и общественно-политическая мысль монгольских народов в первой трети XX века» историки Б.В. Базаров и Л.Б. Жабаева. – Они были энергичны, деятельны, заметны, занимали ответственные посты, трудились в области просвещения, медицины, торговли, науки».
Ишидоржин был одним из тех, кто занялся просвещением монголов. Он продолжал работать в редакции газеты «Монголын унэн», которую перенесли в Ургу (с 1924 года – Улан-Батор), а также в Департаменте народного просвещения, созданном при Министерстве внутренних дел Монголии. До начала 1923 года Ишидоржин преподавал на курсах по подготовке учителей в Урге, затем был заведующим этих курсов, занимался переводом на монгольский и изданием научно-популярных книг, в том числе издал «Историю французской революции» и «Краткий справочник об основах развития человечества, революций, народных партий и государства». В 1923 году при активном содействии Ишидоржина в Урге была открыта первая средняя школа. Он стал ее директором и занимал эту должность до конца 1926 года.
В начале 1927 года Министерство народного просвещения Монголии направило Базара Санжиевича в командировку в Берлин как руководителя группы из 40 молодых студентов-монголов. В Берлине он пробыл до июля 1929 года, затем вернулся в Улан-Батор и до выезда в СССР в 1936 году работал редактором учебно-педагогической литературы, преподавал на курсах, а также был членом Ученого комитета Монголии.
Благодаря Ишидоржину монголы смогли познакомиться с такими произведениями, как «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского. Помимо переводов научной и художественной литературы на монгольский Ишидоржин составлял научные и методические пособия для монголов, используя самый современный и передовой материал. Так, в 1932 году был издан учебник по природоведению под его редакцией в нескольких частях: «Воздух, вода и земля», «Ботаника», «Краткая анатомия и физиология человека» и «Зоология». Несколько раз переиздавался его букварь для взрослых «Учись сам, учи других». В 1930-е годы были изданы несколько учебников: «Книга для чтения» для второго года обучения и «Учебная грамматика монгольского языка» для учащихся средних школ и техникумов, «Теория арифметики», «Указания к новому алфавиту», «Методика родного языка в начальной школе», «Азбука монгольского языка». Он был также составителем немецко-монгольского словаря.
16-летняя плодотворная работа Ишидоржина в Монголии была там высоко оценена. Он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель культуры МНР», награжден высшим орденом Монголии «Орденом Полярной Звезды» («Алтан гадас») и многими грамотами Правительства и Министерства народного просвещения МНР.
В 1936 году Ишидоржин перебрался в Москву. Здесь он попал на прием к Сергею Степановичу Борисову, помощнику заведующего 2-м Восточным отделом НКИД, который посоветовал Базару Санжиевичу три возможных места работы: Институт востоковедения, Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) и «Издательское товарищество иностранных рабочих в СССР». Ишидоржин выбрал последнее и устроился там переводчиком. В том же году он с семьей поселился в доме инорабочих в Капельском переулке.
2 декабря 1937 года Базара Санжиевича уволили по сокращению штатов, и он устроился переводчиком Центральных технических курсов при Наркомате путей сообщения СССР.
К тому моменту уже полным ходом шли аресты бурятских политических деятелей в рамках дела о «панмонгольской шпионской организации». 15 ноября 1937 года тогдашний нарком внутренних дел Николай Ежов направляет Сталину спецсообщение с копией телеграммы наркома внутренних дел Бурят-Монгольской АССР В.А. Ткачева о «вскрытии» его сотрудниками «контрреволюционной подпольной панмонгольской шпионско-повстанческой организации по Бурятии» и просьбой дать санкцию на арест ее руководителей. Согласно телеграмме, к середине ноября 1937 года по этому делу уже было арестовано 142 человека, «в том числе: наркомов – 5, секретарей райкома ВКП(б) – 7, председателей райисполкомов – 5, сотрудников НКВД – 3, работников республиканской организации – 54, кулаков и лам – 68». Ткачев заключает сообщение краткой фразой: «Аресты продолжаю».
Среди арестованных были Э.-Д. Ринчино (арестован 19 июня 1937 года, расстрелян 23 июня 1938 года, С.С. Борисов (арестован 8 июня 1937 года, расстрелян 10 сентября того же года; в январе 2022 года «Последний адрес» установил ему памятный знак) и другие соратники Базара Санжиевича.
Ишидоржина арестовали 12 мая 1938 года и обвинили в том, что он был одним из активных буржуазных националистов, «входил в руководящий состав Улан-Баторской тайной бурятской группы, которая проводила большую вредительскую, диверсионную и шпионскую работу в пользу Японии», «изобличается как агент японской разведки». Ему припомнили знакомство и «тесную связь» с Ринчино, Борисовым, М.Н. Ербановым, первым секретарем Бурят-Монгольского областного комитета ВКП(б) (арестован 21 сентября 1937 года, расстрелян 8 февраля 1938 года), который якобы возглавлял «пан-монгольскую буржуазно-националистическую японофильскую организацию».
Согласно обвинительному заключению, Ишидоржин «в Улан-Баторе был вовлечен Ринчино в панмонгольскую буржуазно-националистическую организацию. Получал от него задания вести подрывную шпионскую деятельность в пользу Японии. Вел подрывную работу по линии издательства. Перед выездом в Москву получил от руководителя шпионской организации террористическое шпионское задание. В Москве занимался сбором шпионских сведений и обработкой лиц с целью создания террористической группы».
17 сентября 1938 года Ишидоржин был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 39 лет.
У Базара Санжиевича остались жена Цырен-Дулма, 13-летний сын Саницар и трехлетняя дочь Бадма-Ханда.
Базар Санжиевич Ишидоржин был реабилитирован в 1958 году.
Друзья семьи настойчиво предлагали супруге переехать к ним с детьми на юг, где они жили, - рассказала нам правнучка Базара Санжиевича, Эржена Базарова. - Но Цырен-Дулма Дашиевна отказалась, и оставив все в Москве, посчитала лучшим выходом вернуться с детьми к себе на родину поближе к землякам. Им пришлось сменить фамилию Ишидоржин на Базаровы (в традиции бурят-монголов фамилия образовывалась от имени отца), которую по сей день носят внуки и правнуки Базара Санжиевича. Внукам Цырен-Дулма Дашиевна рассказывала, что ее муж очень много работал, днем и ночью писал книги, делал переводы, разные публикации. У него в Монголии было очень много учеников- студентов.
***
При подготовке статьи были использованы материалы из следующих источников: Базаров Б.В., Жабаева. Л.Б. «Бурятские национальные демократы и общественно- политическая мысль монгольских народов в первой трети XX века», статья магистранта Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Д.Д. Цыренжаповой «Просветительская деятельность Б.СБ Ишидоржина в Монголии», статья «Вклад бурятских деятелей в просвещение Монголии в 1920-1930-х годах на примере Базара Ишдоржа» историков Энхбаяра Бямбанорова и Мэнда Зорига.
Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео