В воскресенье, 6 марта, церемония установки мемориальных табличек пройдет по трем адресам.
В 13.00 мы почтим память шестерых членов «Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» по адресу Покровка, 37 – это один из трех домов, построенных в 20-е годы прошлого века для бывших политкаторжан. Этот дом стал последним адресом для Александра Владимировича Гумилевского, Татьяны Ивановны Шаталовой-Рабинович, Анатолия Моисеевича Шавельзона, Зигмунда Густавовича Рачинского, Гавриила Федоровича Гурзы и Василия Васильевича Круглова. Все они проходили по делу «нелегальной контрреволюционной эсеровской террористической организации», якобы выявленной в системе производственных предприятий «Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» и были расстреляны в 1938 году.
В 14.00 три таблички будут установлены на фасаде дома по адресу 2-й Щипковский переулок, 11/13. Заявку на установку знаков Александру Борисовичу Фрумкину, Петру Михайловичу Сидорину и Йожефу Погани подали нынешние жители этого дома. Ученик токаря завода «Красный пролетарий» Александр Борисович Фрумкин и заведующий бюро рекламы Народного комиссариата пищевой промышленности СССР Йожеф Погани якобы участвовали «в контрреволюционной террористической организации». Бывший офицер царской армии, несколько лет проработавший в системе КВЖД, Петр Михайлович Сидорин был обвинен в том, что «передавал японцам секретные сведения о КВЖД», «входил в японскую шпионско-диверсионную организацию на железнодорожном транспорте». Все трое были расстреляны в 1937-1938 годах.
В 15.00 мы установим еще одну мемориальную табличку на фасаде «Дома на Каляевской» (Долгоруковская ул., д.5) – там, где в декабре 2014 года мы разместили первые памятные знаки жертвам политических репрессий. Десятая табличка на этом доме появится в память о заведующем Консульским отделом Наркомата иностранных дел Иване Даниловиче Михайлове, осужденном в 1939 году на 10 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в политических правах на пять лет и конфискацией имущества за участие «в антисоветской, заговорщицкой организации, существовавшей в НКИД», и умершем в 1941 году в Севвостлаге от паралича дыхательных путей в возрасте 44 лет.Все десять человек позднее были полностью реабилитированы за отсутствием состава преступления.
Одним из делегатов съезда был Зигмунд Густавович Рачинский ("последний адрес" – Покровка, 37).
Фото из архива "Мемориала".