Но этот город для нас важен еще и тем, что Орел – единственная пока точка на карте России, где есть также и знаки немецкого проекта “Камни преткновения”, послужившего прообразом «Последнего адреса». Подробнее об общеевропейском проекте «Камни преткновения» (Stolpersteine) – читайте здесь: stolpersteine.eu.
Инициатором установки первых в России “Камней преткновения” стала председатель орловского Общества “Знание” Татьяна Кононыгина. В начале 2000-х она сопровождала орловских узников фашизма в поездке по Германии. Именно тогда она впервые увидела на улицах "камни преткновения" и решила установить в Орле такие же памятники.
Третий “камень преткновения” был установлен в память о главвраче Анне Левитиной, возглавлявшей областную Детскую больницу. Когда к Орлу подступали немецкие войска, и городские власти бежали, она не уехала в эвакуацию, потому что в больнице еще лежали дети, которых не смогли забрать родственники. Анна Левитина была арестована и расстреляна вместе со своими родными детьми.
На четвертом “камне”, установленном на Алее Славы в поселке Кромы, выгравировано имя еще одного врача – Агафьи Куренцовой. С 1927 года она возглавляла больницу в Кромском районе, где во время войны организовала подпольный военный госпиталь для раненых красноармейцев. Она также помогала местным жителям избежать депортации на принудительные работы в Германию, выдавая им справки о болезнях. В августе 1942 года Агафья Куренцова была арестована и скончалась от пыток.
Финансировали производство и установку “камней преткновения” немецкий фонд «Память, ответственность и будущее», сам автор проекта Гунтер Демниг, который специально приехал на церемонию установки “камней”, и две немецких семьи, которым в свое время Татьяна Кононыгина помогла отыскать места захоронения их родственников, немецких офицеров, погибших во время войны на Орловщине.
И вот теперь в воскресенье, 20 ноября в Орле появятся первые пять табличек «Последнего адреса».
В 11.00 в зале Орловской областной общественной организации Общество "Знание" по адресу бульвар Победы, 5А пройдет презентация проекта «Последний адрес». Затем состоятся церемонии установки памятных знаков.Все пятеро впоследствии были полностью реабилитированы.
В 12.00 на фасаде дома № 27 по улице Салтыкова-Щедрина появится первая мемориальная табличка в память о служащем Александре Романовиче Мазурове, инвентаризаторе Горкоммунотдела, расстрелянном в декабре 1937 года как “активный участник контрреволюционной повстанческой офицерской организации, занимавшейся контрреволюционной подрывной вредительской деятельностью с целью вызова массового недовольства населения города».
К 13.00 команда «Последнего адреса» переместится на центральную улицу города – Ленинскую, 10. Здесь будет установлена табличка с именем бывшего редактора газеты "Орловская правда" Ивана Антоновича Милковского, расстрелянного в октябре 1938 года по обвинению в «участии в антисоветской право-троцкистской террористической и диверсионно-вредительской организации, существовавшей в Орловской области». Устанавливать табличку будет его сын, Сергей Иванович Милковский, который приедет на церемонию из Москвы.
В 14.00 по адресу 1-я Пушкарная улица, 27 появится табличка в память о кассире комбината объединения слепых Викторе Васильевиче Никольском, расстрелянном в ноябре 1937 года за то, что якобы «являясь крайне враждебно настроенным к советской власти, вел среди окружения антисоветскую агитацию с погромными намерениями, т.е. в преступлении, предусмотренном 58 ст. п.10 УК РСФСР, возводил клевету на советскую власть и партию, противодействовал мероприятиям партии и правительства».
В 15.00 на фасаде исторической постройки – доме № 51 на улице Московской будет установлена мемориальная табличка с именем токаря цеха ширпотреба Орловского эксплуатационного техникума железной дороги им. Дзержинского Александра Ивановича Тагезина, расстрелянного в январе 1938 года по обвинению во вредительстве.
И последняя табличка появится в 16.00 на фасаде дома № 66 по улице Медведева, где жил главный кондуктор кондукторского резерва Александр Васильевич Король. Он был арестован в ноябре 1937 года и через полтора месяца – в январе 1938 года – расстрелян по обвинению в «шпионско-диверсионной деятельности и антисоветской агитации».
Распоряжение о немедленном расстреле редактора "Орловской правды" И.А. Милковского и еще двадцати одного человека. |