В ближайшее воскресенье, 18 декабря, в Москве пройдут последние в этом году церемонии по установке в столице мемориальных табличек жертвам политических репрессий.
Первая церемония начнется в полдень по адресу Арбат 30, стр. 1, где на фасаде дома мы установим мемориальную табличку в память о Вольфе Моисеевиче Броннере – советском враче и ученом-венерологе. Он был арестован 23 октября 1937 года и провел в следственном изоляторе более полутора лет. 7 марта 1939 года его расстреляли по обвинению в «шпионаже и участии в террористической организации».
В 13.00 на фасаде дома № 13 по Тверскому бульвару будет закреплен памятный знак с именем востоковеда Виталия Борисовича Сагалатова, приговоренного к расстрелу по обвинению в том, что «состоял членом контрреволюционной украинской националистической организации». Приговор был приведен в исполнение 11 октября 1937 года.
Следующим адресом станет дом по соседству – № 9 по Тверскому бульвару. Здесь в 13.30 будет установлена табличка статистику Леониду Григорьевичу Россин-Мариани, расстрелянному 28 февраля 1938 года по обвинению в “принадлежности к контрреволюционной террористической организации”.
Следующая церемония пройдет в 15.00 по адресу Большая Полянка, 43, где мы повесим табличку в память о юристе Евгении Ивановиче Яницком, расстрелянном 11 июля 1938 года по обвинению в “принадлежности к контрреволюционной организации, существовавшей в системе Госплана РСФСР”.
И последняя в этом году в Москве церемония состоится в 16.00 по уже знакомому нам адресу улица Орджоникидзе д.5 к.3, где в конце октября мы установили табличку фрезеровщику Эвальду Фердинандовичу Риппергеру, немецкому рабочему, приехавшему в СССР в начале 1930-х годов. 18 декабря на фасаде этого дома появятся еще 14 памятных знаков с именами жильцов знаменитого “Дома Ино”, в котором в 1930-х годах жили в основном иностранные рабочие и специалисты, работавшие на Станкозаводе имени Орджоникидзе. Начальник административно-хозяйственного отдела Станкозавода Отто Павлович Никсдорф, инструктор-шлифовщик Фред (Федор) Кириллович Смольский, слесарь, Карл Карлович Шильский, инженер-экономист Елизар Эммануилович Левин, конструктор Вильгельм Вильгельмович Бетлинг, контрольный мастер Иоганн Михайлович Вельзер, старший контролер Иосиф Иванович Бата, слесарь Иосиф Игнатьевич Гросс, старший мастер Макс Оттович Людеман, начальник планово-производственного отдела Яков Данович Дубовский, токарь Отто Карлович Эйкенберг, заместитель начальника цеха Марк Михайлович Дорин, рабочий Калман Калманович Греч, слесарь Фриц Августович Абрамовский. Все они были расстреляны по сфальсифицированным обвинениям в «участии в контрреволюционной террористической организации», «шпионаже», «участие в контрреволюционной вредительской группе», «фашистской пропаганде среди рабочих» и другим подобным обвинениям.
Много позже все 18 человек были посмертно реабилитированы.