В базах “Мемориала” есть данные о 65 жителях дома по адресу Долгоруковская, 5 (он известен как «Дом Наркоминдел», «Вдовий дом» или «Дом на Каляевской» — по старому названию улицы), репрессированных в 1930-е годы. Первые четыре таблички — Якову Марковичу Шинделю, Герману Германовичу Пушу, Абраму Абрамовичу Матисону и Раисе Леонидовне Хавиной-Скрыпник — мы установили на фасаде дома в декабре 2014 года.
Затем, в марте 2015 года, на фасаде появились еще три таблички: Иосифу Гавриловичу Коринцу, братьям Давиду Григорьевичу и Эммануилу Григорьевичу Штернам.
Две таблички добавились в феврале 2016 года — Давиду Эммануиловичу Скалову и Вильгельму Юльевичу Вольфу, одна — в марте 2016-го — Ивану Даниловичу Михайлову и еще две — в июле 2016 года — Аврааму Григорьевичу Фишзону и Владимиру Федоровичу Воле. В сентябре 2016-го на дом прикрепили 13-ю табличку — Семену Марковичу Гуревичу.
Сейчас на фасаде "вдовьего дома" уже четырнадцать табличек. Заявку на установку последней на сегодня таблички Семену Саркисовичу Саакяну подала внучка репрессированного Наталья Львовна Гольман.
Семен Саркисович Саакян родился в 1884 году в горной деревне Герусы Зангезурского уезда (ныне город Горис в Армении) в крестьянской семье. Как пишет его внучка Наталья Львовна Гольман, «он очень хотел учиться, поэтому ушел в Баку, где учился и одновременно зарабатывал на жизнь». Здесь он получил высшее образование по специальности инженер-экономист.
Люся и Гриша Саакян, дети Семёна Саркисовича Справа: Семён Саркисович Саакян с женой Анной Яковлевной |
Семен Саркисович активно участвовал в политической жизни. В 1905 году он вступил в Партию социалистов-революционеров (ПСР — партия эсеров). В 1917 году Саакян был избран председателем Бакинского совета рабочих и солдатских депутатов, был делегатом на Первом Всероссийском съезде советов от партии эсеров.
В 1920 году Саакян с женой и двумя детьми уехал в Германию и больше политикой не занимался. В Германии он работал в Советском торгпредстве в Берлине. Его старший сын Григорий женился на немке.
В 1930 году семья вернулась в СССР. Семен Саркисович преподавал экономику и статистику в системе Наркомата внешней торговли. «Он принял Советскую власть и хотел только жить на родине и приносить пользу обществу. Он думал, что идейные разногласия остались в прошлом», — пишет Наталья Львовна.
В 1936 году в семье разразилась первая трагедия: по "подозрению в шпионаже" был арестован сын Григорий. Он получил пять лет лишения свободы, но из заключения не вернулся. Его жена Ирма была сослана в Казахстан.
А через год — 2 сентября 1937 года — по ложному доносу был арестован и сам Семен Саркисович. Он был и обвинен в «предательстве 26 бакинских комиссаров и контрреволюционной деятельности» и через три месяца после ареста — 9 декабря 1937 года — приговорен «тройкой» НКВД к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 11 декабря 1937 года. Ему было 53 года.
Григорий Семенович Саакян |
Семен Саркисович Саакян |
«В квартире, где они жили, сразу после ареста опечатали одну комнату и поселили туда сотрудника НКВД. Семья была разгромлена, — пишет Наталья Львовна. — Мама рассказывала, что особенно тяжело было то, что друзья перестали общаться из страха, что их постигнет та же участь. Обычно детей "врагов народа" отчисляли из института, но маму не выгнали, и она закончила Бауманский, а потом началась война».
Семен Саркисович Саакян был реабилитирован в 1988 году за отсутствием состава преступления. Прокурор особо отметил, что следствие велось недозволенными методами.
Его сын Григорий был реабилитирован в 1958 году с той же формулировкой.
Фото: Мария Олендская
*** |
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о пятидесяти четырех репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |