Санкт-Петербург, Моховая улица, 26
На карте На карте

| 17 декабря 2017

Дом № 26 по Моховой улице был построен еще в конце XVIII века, но своими нынешними чертами обязан архитектору Сергею Гингеру, который в 1913-1914 годах перестроил здание и оформил его в подражание итальянскому Возрождению. В начале XX века домом владел командир императорского конвоя граф Александр Граббе.

В этом доме в разное время проживали критик Владимир Стасов, поэт Тарас Шевченко, композиторы Михаил Глинка и Александр Даргомыжский.

Одну из квартир в парадном подъезде внутреннего двора занимал контр-адмирал Петр Николаевич Лесков. Он родился 11 февраля 1864 года в Петербурге в дворянской семье. Петр Лесков закончил Ревельскую Александровскую гимназию и Морское училище.

С июля 1889 года началась его служба на кораблях Балтийского флота. Он командовал миноносцем № 132, учебным судном «Верный», с 1908 по 1912 годы — крейсером «Аврора», затем — Бригадой резервных крейсеров. В 1915 году Петр Николаевич стал начальником обороны Приморского фронта Морской крепости Императора Петра Великого, затем он командовал этой крепостью. Его аттестации, характеристики изобилуют превосходными степенями — командира Лескова очень любили во флоте.

Революционные перемены Лесков встретил с одобрением. Сохранились воспоминания, где он сообщает коллеге по службе: «А знаете, ведь они [революционеры], собственно говоря, верно пишут».

Однако в октябре 1917 года Лесков был уволен в резерв, затем назначен в распоряжение Верховной морской коллегии и в декабре стал вице-председателем Временного морского крепостного совета Морской крепости Петра Великого, но занимал он эту должность недолго. В марте 1918 года Петр Николаевич был отправлен в отставку и устроился работать электромонтером.

Через три года Лесков вернулся в Управление морским флотом. С февраля 1920 года он служил председателем Комиссии по отправке эсминцев на Каспийское море, затем начальствовал над Петроградской морской базой, был помощником начальника Штаба командующего Морскими силами Республики и впоследствии — начальником Главного управления мореплавания.

В 1923 году Петр Николаевич Лесков стал заведующим Центральным военно-морским музеем и председательствовал в Научно-техническом комитете морского ведомства. Через четыре года контр-адмирал был уволен в отставку и жил в квартире на Моховой как пенсионер.

В 1937 году сотрудники 3 отдела УНКВД ЛО младший лейтенант госбезопасности Тушкин, оперуполномоченный Березко, начальник 9 отделения 3 отдела лейтенант госбезопасности Берлин, начальник 3 отдела майор госбезопасности Перельмутр и заместитель начальника УНКВД ЛО старший майор госбезопасности Шапиро полностью выдумали «контрреволюционную военно-офицерскую организацию», которую они назвали «Российский Обще-Воинский Союз» (РОВС).

По замыслу работников НКВД, участники этой организации «внедрялись в воинские соединения Ленинградского военного округа и Краснознаменного Балтфлота, военно-учебные заведения РККА и РККФ, на заводы оборонной промышленности».

Эта мифическая организация, как указывается в архивных бумагах, «была связана с зарубежными белогвардейскими центрами в Париже и Берлине, германской разведкой и 2 отделом ПГШ, которым участники РОВСа переправили ряд военных и военно-экономических сведений шпионского характера, собранные в СССР».

Энкавэдэшники приписали контрреволюционной организации создание диверсионных групп, которые «должны были при начале войны вывести из строя ряд оборонных заводов путем организации поджогов и взрывов. По директивам Берлинского белогвардейского центра «РОНД» и германской разведки военно-офицерская организация должна была подготовить террористические акты в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства».

Петр Николаевич Лесков был арестован 2 ноября 1937 года как участник «белогвардейской, офицерской, террористической, диверсионно-шпионской организации РОВСа». Во время ареста были изъяты военные морские карты, чертежи кораблей, судебное обвинение Верховного суда 1929 года, когда Лесков судился за халатность и был оправдан, и золотое обручальное кольцо, на котором были выгравированы фамилия жены Петра Лескова и дата венчания «О.А. Семенова 28 апреля 1891».

Ко времени ареста в семье уже был один репрессированный. В Оренбург был сослан, скорее всего за дворянское происхождение, младший брат Лескова.

Следствие по делу Петра Николаевича шло очень быстро. Известно, что был один допрос, и уже 25 ноября младший лейтенант Тушкин вывел обвинение в том, что «Лесков П.Н. действительно являлся участником РОВСа, в который был завербован в 1925 году в Ленинграде бывшим морским офицером царской армии Затурским В.Е., и знал, что РОВС проводит диверсионную, террористическую и шпионскую работу в пользу Германии. Способствовал проведению вредительской работы в научно-техническом комитете Управления Морских сил СССР по срыву правительственных заданий на новые виды вооружения в Балтфлоте. По заданию бывшего контр-адмирала Любинского собрал и передал через него для германской разведки шпионские материалы по вооружению Балтфлота».

11 декабря 1937 года Комиссия НКВД и прокуратуры СССР согласилась с тем, что Лесков «является участником военно-офицерской организации «Российского Обще-Воинского Союза» (РОВС) и по заданию контрреволюционной организации проводил вредительскую и шпионскую работу в пользу Германии», и вынесла расстрельный приговор.

В деле хранится акт о приведении смертного приговора в исполнение 20 декабря 1937 года. Комендант УНКВД ЛО старший лейтенант госбезопасности Поликарпов отчитался, что выполнил предписание комиссара госбезопасности 1-го ранга товарища Закавского, и Петр Николаевич Лесков расстрелян.

Лишь в 1989 году дело контр-адмирала было пересмотрено и признано полностью сфальсифицированным.

Документы следственного дела Церемония установки таблички
«Последнего адреса» (фото)

20.09.2020 прошла церемония переустановки таблички, утраченной после ремонта дома


Фото: Александр Михайлов. Источник


***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще двоих  репрессированных, проживавших в этом доме: Сигизмунде Яновиче Папросе и Иване Ивановиче Пашкове. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором
установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто
задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.