В воскресенье, 22 апреля в Москве и Санкт-Петербурге будут установлены 16 мемориальных табличек.
В Москве первая церемония состоится в полдень, когда на фасаде дома № 26 по Трубниковскому переулку появится вторая на этом доме табличка с именем видного советского библиографа Николая Васильевича Здобнова, осужденного 27 декабря 1941 года по статье 58-10 УК РСФСР на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях и скончавшегося в Соль-Илецкой пересыльной тюрьме 15 мая 1942 года.
В 13.00 по адресу Средний Тишинский переулок, 10 будут установлены две мемориальные таблички в память об издателе Василии Викторовиче Искра-Функе, расстрелянном 5 мая 1927 года по обвинению в «экономической контрреволюции» и «участии в контрреволюционной организации», и о печатнике Давиде Григорьевиче Кунине, расстрелянном 1 августа 1937 года за якобы «участие в контрреволюционной террористической организации».
В 13.30 на доме по соседству - № 3 по Среднему Тишинскому переулку – появится памятный знак с именем журналиста и комсомольского деятеля Антона Антоновича Высоцкого, расстрелянного 27 октября 1937 года по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации».
В 14.30 еще один памятный знак будет установлен в Столешниковом переулке, на доме № 14, где в 1930-х годах жили служащие Станислав Антонович Козловский и Елена Нестеровна Маковецкая (в девичестве Канделаки). Елену Нестеровну арестовали 15 июня 1937 года и расстреляли 15 ноября 1937 года за «участие в польской шпионско-диверсионной организации – ПОВ». Станислав Антонович 10 марта 1942 года скончался в Северураллаге, где он отбывал наказание по обвинению в «шпионаже».
Последняя табличка в этот день в Москве будет установлена в 15.30 на фасаде дома № 5 по Пересветову переулку. На ней будет имя журналиста Натана Нисоновича Наумова, расстрелянного 10 мая 1938 года по обвинению в «участии в антисоветской троцкистской диверсионно-террористической организации».
В Северной столице в полдень на доме № 61 по Лесному проспекту, т.н. «Доме молодых специалистов», будут довешены девять табличек с именами людей, расстрелянных в 1930-е годы. Среди этих репрессированных - представители технической интеллигенции, главы предприятий города, философ и студент.
Большинство из них были осуждены и приговорены к высшей мере наказания по обвинению в «подрыве промышленности», «вредительстве» и «участии в террористической группе»: технический директор завода «Большевик» Николай Георгиевич Романов был расстрелян 5 мая 1937 года, директор завода «Красный треугольник» Наум Иванович Васильев - 24 августа 1937 года, директор завода «Красная заря» Яков Соломонович Левиев-Коган -31 августа 1937 года, начальник цеха №4 завода «Севкабель» Александр Викентьевич Страковский - 5 января 1938 года, начальник 4-го цеха завода «Красный Октябрь» Израиль Ефимович Дубовский - 8 апреля 1938 года. Ему добавили к обвинению еще и «шпионаж».
За «шпионаж» и «контрреволюционную агитацию в составе террористической группировки» 3 января 1938 года был расстрелян студент Индустриального института Эрвин Рудольфович Детерс. В «контрреволюционной агитации и пропаганде», «участии в террористической группе» обвинили и ученого секретаря Института философии ЛОКА, научного сотрудника Института иностранного туризма Петра Артемьевича Буханова, расстрелянного 19 февраля 1938 года. Видимо, в той же «контрреволюционной террористической группировке» состоял и уполномоченный Наркомата внешней торговли СССР по Ленинградской области Наум Семенович Любарский, которого расстреляли 10 марта 1938 года.
Последним из девятерых погиб начальник трубо-прессового цеха завода «Красный Выборжец» Василий Захарович Захаров, руководивший реконструкцией этого завода. 22 сентября 1938 года его расстреляли за «подрыв промышленности в составе террористической группы».
Много позже их дела были пересмотрены, признаны сфальсифицированными, все они были полностью реабилитированы.