Москва, Новая Басманная, 4, строение 1
На карте На карте

| 17 июня 2018

Это владение принадлежало князю Александру Борисовичу Куракину, который построил здесь в середине XVIII века богадельню «для призрения увечных воинов», исполнив тем самым завещание отца, сподвижника Петра I. Одноэтажный корпус госпиталя был выполнен в форме буквы П в сдержанно-барочных формах. В 1902 году комплекс был перестроен по проекту архитектора М.С. Шуцмана, который, в том числе, достроил второй этаж.

В советское время в бывшей богадельне сначала было студенческое общежитие, затем – коммунальные квартиры. В 1935 году был разрушен Никольский храм при богадельне, который так и не был восстановлен. После расселения жильцов в середине 1980-х годов здание долго пустовало. В начале 2000-х его занял Московский дом национальностей. Здание охраняется государством как «объект культурного наследия федерального значения».

Согласно базам «Мемориала», около 40 жильцов дома № 4 по Новой Басманной стали жертвами политических репрессий в годы Большого террора. Сегодня мы установили табличку одному из них. Заявку на установку таблички подала двоюродная внучка репрессированного Татьяна Дыкина. Она же написала о нем текст, который мы публикуем ниже.


Иосиф Израилевич Альперн родился в 1908 году в семье Заблудовского мещанина Сроеля Хаимовича Альперна в местечке Ворожба Сумского уезда Харьковской губернии, куда семья Альпернов перебралась в начале века из Белостока.

Йося был младшим ребенком в семье. Старший брат Лазарь в 1920-е годы эмигрировал в Палестину и до конца своей жизни переживал, что не смог уговорить Йосю уехать к нему. Остальные братья и сестры постепенно перебрались в Москву. Сначала Володя с Цилей - они поступили в Московский институт гражданских инженеров (МИГИ), а позже и Йося с Соней.

В Москве они жили в общежитии студентов МИГИ - бывшей богадельне князей Куракиных на Ново-Басманной улице, подрабатывали кто где мог. Йося работал и в МОГЭСе на Раушской набережной, и на торфяных разработках в Шатуре, и на Метрострое. Он очень хотел получить высшее образование и много раз откладывал эту мысль из-за необходимости зарабатывать себе на жизнь. Инженером он не стал, зато в 1935 году он зарегистрировал два авторских изобретения: одно - об аппарате для регенерации отработанных масел, второе - о защитном устройстве от заноса масла в цилиндр поршневой машины.

Несмотря на тяжелую болезнь - с 20 лет он страдал тяжелой формой туберкулеза - Йося был деятельным, жизнелюбивым оптимистом.

Болезни он сопротивлялся с огромной энергией. Прочитал массу литературы о туберкулезе и стал спать на открытом воздухе даже в холодное время года. Родители были в ужасе, но на какое-то время туберкулез отступил, и он писал, что врачи не находят его больным. Потом все-таки пришлось серьезно лечиться, Йося вел дневник болезни, рисовал температурные графики и между ними вдруг записывал такие строчки:

«Я снова я,
Я снова молод,
Я снова счастлив и влюблен!».

15 апреля 1933 года Иосиф, воодушевленный идеей строительства московского метро, пошел работать в Метрострой и стал записывать свои впечатления в «Дневник монтера-электрика на шахте Метростроя № 21». Время от времени он публиковал свои заметки в местной газете «Ударник метро».

Сохранились его записные книжки с небольшими рассказами и с копиями писем, в том числе и абсолютно незнакомым ему людям, которые его чем-либо заинтересовали. В архивах Академии наук обнаружилось его письмо к академику Морозову. Вместе с письмами с философскими рассуждениями о счастье и смысле жизни хранились две толстые тетради с описанием его работы в Метрострое, его попыток усовершенствовать производство. Он обдумывал и изучал способы регенерации отработанного масла в компрессорах и добился после долгих мытарств разрешения для сооружения регенерационной станции по его же чертежам. Дневник пестрит воплями недоумения: почему тянется волокита и нужно ждать месяцами разрешения прибыльного проекта? Почему рабочие заливают в грязные бочки масло, зная, какой вред это принесет двигателю? Почему каменщики бездумно строят станцию без окон, без дверей по глупому распоряжения бригадира? Почему, ради выполнения директивы «ни минуты простоя» не останавливают компрессор и гоняют его на холостых оборотах, тратя резервные запасы масла и топлива?

Беспокойный Йосиф постоянно тормошил и заставлял работать всех вокруг. Яркий, активный, полный идей, он резко выделялся из общей безынициативной массы.

16 января 1936 году Йосю арестовали, предъявив ему обвинение в контрреволюционной троцкистской деятельности. Ему было всего 27 лет. Книги Троцкого нашли при обыске: Йося живо интересовался всем и попросил своего американского дядю, эмигрировавшего в начале века, прислать книжки Троцкого.

10 апреля 1936 года его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Срок он отбывал в Магадане.

Мама Йоси считала, что ее мальчик в лагере с туберкулезом долго не протянет, но все-таки верила, что он жив. Она умерла в 1948 году, так ничего не узнав о судьбе сына.

В 1956 году сестры получили справку о реабилитации брата и известие о том, что он умер в лагерях. Про расстрел им не сказали. И только спустя полвека, благодаря информации общества «Мемориал» стало известно, что 26 сентября 1937 года Иосиф Альперн был расстрелян в Магаданском лагере.

Архивные фотографии и документы следственного дела Церемония установки таблички
«Последнего адреса» (видео), (фото)


Фото: Мария Олендская


***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о тридцати девяти репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.