Угловой жилой дом по улице Сивцев Вражек, 15/25 был построен в 1932 году по проекту инженера Д.С. Лебедева и архитектора Н.А. Ладовского. Дом примечателен своей необычной формой, за что его прозвали “Дом-трилистник”, в плане он похож на букву “Ж”.
В этом доме на протяжении всей его истории жило множество известных людей. К примеру, в 30-е годы здесь жил видный советский экономист, академик Е.С. Варга, в 80-е – замечательный актер Александр Кайдановский. Дом имеет статус выявленного объекта культурного наследия.
Согласно базам «Мемориала», по меньшей мере 17 жильцов этого дома были расстреляны в 30-е годы. В августе 2015 года на фасаде мы установили здесь первые две мемориальные таблички – Натану Арьевичу Меру и Степану Степанoвичу Перепелкину. В апреле 2016 года на фасаде дома появились еще две таблички - Илье Моисеевичу Либинсону и Владимиру Яковлевичу Зубцову (Зазубрину).
Сегодня мы установили пятый памятный знак.
Евгения Тихоновна Воскресенская родилась в 1908 году в городе Ливны Ливенского уезда Орловской губернии. Получила среднее образование, работала учительницей.
В 1931 году она переехала жить в Подмосковье, затем в Москву. Одно время Воскресенская работала педагогом в детском саду НКВД, к моменту ареста перешла на работу в детский сад Мосторга.
Евгению Тихоновну арестовали 1 декабря 1937 года и обвинили в «сотрудничестве с греческой и японской разведками». Как свидетельствует следственное дело, обвинение было вынесено на том основании, что Воскресенская несколько раз встречалась с греком, с которым ее познакомила подруга. Та же подруга предложила ей преподавать русский язык корреспонденту японской газеты «Асахи» Маруяме. Уроки начались, и очень быстро отношения ученика и учительницы переросли в роман, который, впрочем, продолжался недолго, всего четыре месяца, поскольку Маруяма был отозван обратно в Японию. Они часто встречались или у Маруямы дома, или ездили кататься на машине, по Москве и за город. Маруяма поражался размаху строительства в Москве и расспрашивал Воскресенскую о том, что и где строится. Она по мере возможности ему рассказывала. Все это Евгения Тихоновна честно и подробно изложила следователю. Результат ее откровенности: обвинение в «работе на японскую разведку».
Циркуляров, директив, постановлений и указов, предписывающих карать за шпионскую деятельность, за годы сталинских репрессий было издано несметное множество, поэтому можно только гадать, какую разнарядку следственные органы «отрабатывали» в данном случае. К аресту ближе всего по времени приказ НКВД СССР № 00698 от 28 октября 1937 года «О пресечении контрреволюционной, шпионской, террористической, диверсионной деятельности личным составом посольств и консульств Германии, Японии, Италии и Польши», который предписывал немедленно арестовывать всех советских граждан, имеющих постоянные связи с иностранными консульствами и посольствами, и вообще с иностранцами.
Приговор Евгении Тихоновне Воскресенской был оглашен 21 декабря 1937 года, а 29 декабря она была расстреляна. У Воскресенской осталась семилетняя дочь Рима и муж Василий Васильевич Яковлев, который работал инспектором по заготовке мяса в Москве.
Евгения Тихоновна Воскресенская была реабилитирована в 1989 году.
Документы следственного дела | Церемония установки таблички «Последнего адреса» (видео), (фото) |
*** |
База данных «Мемориала» содержит сведения
еще о двенадцати репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |