Мемориальный знак «Последнего адреса» впервые использован в оформлении афиши, буклета и других информационных материалов новой постановки Государственного Академического Большого Театра.
В начале декабря на Камерной сцене Большого театра состоится премьера оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по мотивам ставшей уже классической повести Александра Солженицына. Премьера будет приурочена к 100-летию со дня рождения писателя. Дирижером-постановщиком нового спектакля выступит сын писателя, известный пианист и дирижер Игнат Солженицын.
Литературно-издательский департамент Большого театра заранее обратился к Фонду «Последний адрес» с просьбой разрешить использовать дизайн мемориального знака в оформлении материалов спектакля. Такое разрешение, конечно, было предоставлено, его подтвердил и автор проекта знака «Последнего адреса» российский архитектор и художник Александр Бродский. Мастерская Бродского принимала участие и в создании макета знака для афиши Большого.
Теперь на афише появилась точная копия таблички «Последнего адреса», как будто посвященной главному герою солженицынской повести и оперы:
ЗДЕСЬ ЖИЛ
ИВАН ДЕНИСОВИЧ
ШУХОВ
ПЛОТНИК
РОДИЛСЯ В 1912
АРЕСТОВАН 11.02.1942
ОСУЖДЕН НА 10 ЛЕТ ПО СТ.58-6
Для движения народного мемориала жертв политических репрессий «Последний адрес» такое сотрудничество с Большим театром – не только честь. Мы считаем, что в этом есть и очень важное признание.
Движение «Последнего адреса» сделалось не просто известным всем. Оно и само стало своего рода символом, который понятен и близок огромному количеству людей.
Знаки «Последнего адреса» – их сегодня установлено уже более 800 в городах и селах России, Украины, Чехии, Молдовы, Грузии – стали узнаваемым, почти привычным элементом городской среды. Никому уже не нужно объяснять, что символизируют эти маленькие стальные таблички, зачем они установлены на этих домах. Так выполняется главная задача нашего проекта: объединить людей вокруг идеи ценности человеческой жизни, вокруг осуждения тоталитаризма любых времен, любых национальностей и любых форм, помочь людям говорить о трагических страницах нашего общего прошлого, объяснять детям то, что произошло с нашими странами и народами.
Конечно, неоценима роль общества «Мемориал» в развитии всего движения «Последнего адреса». С самого первого дня работа ведется не просто при участии «Мемориала» или вместе с «Мемориалом»: это и есть, в сущности, работа «Мемориала» овеществленная в маленьких стальных табличках. Это просто одно из многих зримых воплощений многолетнего труда этой уникальной правозащитной организации, посвятившей себя важнейшей теме: освоению Российским социумом трагического наследия исторической памяти.
Художники Большого театра хорошо понимают это, и не случайно выбрали именно знак «Последнего адреса» самым ярким символом памяти жертв репрессий.
Конечно, здесь хочется еще раз выразить восхищение работой Александра Бродского, который придумал этот очень точный и необыкновенно сильный образ. А также тем его коллегам, кто вместе с ним искал идею, а потом доводил ее до совершенного, отточенного вида, в частности, Евгению Ассу, Кириллу Ассу, Стасу Жицкому, Аркадию Троянкеру.
И еще обязательно нужно упомянуть мастера-металлиста Алексея Храпова, который вместе со своими сотрудниками все эти годы изготавливает наши знаки один за другим, вручную, буква за буквой, имя за именем.