Москва, ул. Палиха, 13/1
На карте На карте

| 30 августа 2015
Двухэтажный угловой дом по улице Палиха, 13/1 (он же дом 1/13 по  Тихвинской улице), богато украшенный лепниной, был построен в конце XIX века. Особняк и обширный участок вокруг принадлежали одному из сыновей фабриканта Ефима Кротова, который неподалеку держал известную по всей Москве обойную фабрику “Е. Кротов с сыновьями”. Кротов был поставшиком Двора Его Императорского Величества. Помимо этого особняка в собственности семьи Кротовых было еще несколько землевладений и домов по расположенной неподалеку Сущевской улице.
В 30-е годы прошлого столетия особняк был разделен на типичные для того времени коммуналки. Здесь и проживали два человека, которым «Последний адрес» сегодня устанавливает мемориальные таблички.


Вера Семеновна Морозова.
Москва, тюрьма НКВД. 1938

Вера Семеновна Морозова родилась в 1870 году в городе Торжке Тверской губернии в семье портного. В возрасте 20 лет она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где прожила без малого 40 лет, до его упразднения и окончательного закрытия в 1928 году. После этого Вера Семеновна была вынуждена вместе с другими монахинями и послушницами снимать комнату в доме на Тихвинской улице, зарабатывая на жизнь рукоделием и продолжая сохранять монастырский устав. Позже она устроилась работать санитаркой в Московский туберкулезный институт, расположенный неподалеку. 16 января 1938 года Вера Семеновна была арестована по ложному доносу одного из жильцов той же коммуналки, который свидетельствовал о том, что она якобы “вела антисоветскую и религиозную агитацию”. Виновной в предъявленных обвинениях она себя не признала и отказалась называть имена других бывших монахинь Страстного монастыря. Через месяц, 21 февраля, тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за "антисоветскую деятельность и контрреволюционную агитацию". Приговор был приведен в исполнение на 41-й день после ареста, 26 февраля. Вере Семеновне было 68 лет. Захоронена в общей могиле на Бутовском полигоне. Реабилитирована в 1989 году за отсутствием состава преступления. 26 декабря 2001 года постановлением Священного Синода РПЦ Вера Морозова была причислена к лику Святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Николай Ипполитович Бениславский.
Москва, тюрьма НКВД, 1937
Николай Ипполитович Бениславский жил в квартире по соседству и был всего на два года моложе монахини Веры. Перед арестом работал ответственным исполнителем на Кунцевской камвольной фабрике, где, по утверждению следователя из НКВД, «вел систематическую контрреволюционную фашистскую агитацию». Но на самом деле арестовали его не за это, а, скорее всего, за его военное прошлое: Николай Ипполитович, сын Ипполита Августиновича Бениславского, участника Крымской войны 1853-56 годов и обороны Севастополя, кавалера двух Знаков отличия Военного ордена, сам был кадровым военным. Образование получил в кадетском корпусе, в службу вступил в сентябре 1890 года юнкером 3-го военного Александровского училища, которое окончил через два года по первому разряду. В Первую мировую командовал 1-й батареей 2-й гренадерской артиллерийской бригады. Дослужился до звания полковника, окончил войну в должности командира 5-го легкого мортирного артиллерийского дивизиона. Был ранен, имел несколько наград.
Пришли за Николаем Ипполитовичем 19 августа 1937 года и через месяц с небольшим – 26 сентября – тройка при УНКВД по Московской области приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 9 октября. В марте 1959 года Николай Ипполитович был полностью реабилитирован.

С 30 августа 2015 года в память о репрессированных В.С. Морозовой и Н.И. Бениславском на доме 13/1 по Палихе висят таблички «Последнего адреса».

Фото: Татьяна Голубева

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.