С 17 по 19 мая в Берлине в пространстве «Культурфабрик» прошла выставка, посвященная проекту «Последний адрес». Она была открыта в рамках фестиваля Red Square Berlin.
На четырех «станциях» посетителям выставки рассказывалось о том, как работает проект, ставший интернациональным. Люди, оказывавшиеся в небольшом затемненном пространстве, где разместилась экспозиция, видели лица жертв советской власти, чьи имена выбиваются на металлических табличках, прислушивались к биографиям репрессированных, знакомились с рассказами заявителей этих знаков, наблюдали за тем, как таблички вырубаются и размещаются на домах. На одном их экранов демонстрировались реплики противников проекта, которые зачастую становились причиной отказа в появлении таких табличек на фасадах домов.
Как сказала открывавшая выставку глава немецкого Мемориала Анке Гизен, которая наблюдала за посетителями в течение всех трех дней, «восприятие экспозиции зрителями за эти дни, такой короткий срок, изменилось. Если в первый день это повествование о проекте и репрессиях вызывало почтительное уважение и некоторое отстранение, то затем произошло принятие выставки, – с радостью отметила Гизен. – Люди возвращались к роликам, садились, по-берлински расслабляясь, на стулья и кресла и подолгу вслушивались в голоса и вглядывались в лица».
Свои впечатления о том, как прошла выставка проекта, записала сотрудница немецкого Мемориала Екатерина Гамолина: «Уж не знаю, сколько в композиции выставки случайного, а сколько – продуманного, но, на мой вкус, все подобрано и обставлено идеально: «несамостоятельное» место на пути от театра к бару – то ли углубление коридора, то ли оттяпанный у театра кусок пространства, отделенный занавеской. Полумрак, занавешенные черным стены, эклектичная мебель...
Люди подходили к каждой «станции» осторожно, отчасти из-за окружающей темноты – я каждый раз это замечала: и после подиумной дискуссии, и на следующий день. Зрители останавливались или присаживались перед экранами, только изредка негромко переговариваясь.
Самая цепляющая часть выставки – огромные, сменяющие друг друга подписанные фото заключенных на черной стене. Без сопровождающего текста они подействовали на меня сильнее, чем могли бы с озвучкой: просто лица, просто люди, к которым не чувствуешь эмоциональной привязанности – на первый взгляд. Но вот сидишь и глядишь на них минуту, пять, десять – и накрывает. Ты – на мягком диване, в роли зрителя/посетителя/потребителя культуры/кого-угодно. Ты волен встать и уйти, продолжать свою биографию, обсуждать чужие. А со стены на тебя (и не на тебя одновременно) смотрят те, чьи биографии относительно скоро после фотографирования завершились. Скорее всего, их лица и имена не запомнятся (пусть среди них и были ученые, например). Несколько секунд – снимок сделан, следующий. Несколько секунд – запечатленный человек сменяется другим. Позади этих секунд – минуты, дни и годы жизней, отчаяний, радостей, скуки, открытий, печалей и непримечательной повседневности. Невообразимо и невыразимо. Я одна (сейчас, здесь), а их много (тогда, там). Их много, но я – не одна. Вернее, эта квази-медитация на фото стирает черту между нами. Они, мертвые – часть меня живой. И живая я когда-нибудь останусь только тихим фотоснимком.
Главное, сердцевинное слово – сопричастность».
Во время работы выставки в соседнем зале велась дискуссия о проблемах фиксации памяти о репрессиях в Германии, Белоруссии и России. Журналист Марио Банди, рассказывавший о российском опыте осмысления советского режима, сообщил, что ведется плотная работа по открытию проекта «Последний адрес» в Германии. Ожидается, что страна будет шестой, где на домах будут висеть таблички с именами жертв советского террора – после России, Украины, Чехии, Молдовы и Грузии.
***
Выставка «Последний адрес/пять лет», подводящая итог пятилетней работы проекта по увековечению памяти жертв политических репрессий, прошла в Москве с 20 ноября по 16 декабря 2018 года в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Куратором выставки выступила российский журналист, писатель, литературный критик Анна Наринская. Экспозицию подготовили архитекторы Кирилл Асс и Надя Корбут, видеоинсталляции – Елена Ванина и Кирилл Кулагин, аудиоинсталляции – Театр.doc. Информационный партнер проекта: радиостанция «Серебряный дождь».
Берлин стал первым местом большого «гастрольного» маршрута выставки, которая в течение 2019 года будет показана в ряде российских городов и стран.