В пятницу, 30 августа у дома № 40 по Бергштрассе в тюрингском городке Треффурте, что в двухстах километрах от Лейпцига, пройдет церемония установки первого памятного знака мемориального проекта «Die letzte Adresse». Этот проект, организованный Мемориалом Германия и несколькими энтузиастами, станет шестым, после России, национальным проектом создания народного мемориала жертв политических репрессий, работающих под девизом «Одно имя – одна жизнь – один знак». Участники этого теперь уже международного движения размещают памятные знаки единого образца на фасадах домов, где жили люди, безвинно и бессмысленно погубленные тоталитарными режимами ХХ века.
В 2013 году такое мемориальное движение зародилось в России и стало проектом «Последний адрес». Сегодня вместе с ним работают аналогичные проекты в Украине, Чехии, Грузии, Молдове. И вот теперь к ним присоединяется и Германия.
Особенностью возникновения «Последнего Адреса – Die letzte Adresse» в Германии было то, что проект должен был учитывать сложнейшую историческую реальность этой страны: за очень короткий промежуток времени ХХ века в Германии погибли миллионы невинных людей, но причины смерти были разными. Одни стали жертвами нацистских преследований и геноцида до начала Второй мировой войны, другие оказались непосредственными жертвами боевых действий и оккупации, третьи - жертвами советских оккупационных властей, а потом и жертвами «Штази», гэдээровской службы госбезопасности, карательной системы, сложившейся под кураторством советских НКВД-МГБ-КГБ.
Культура памяти в современной Германии нацелена на то, чтобы выяснить и проговорить обстоятельства гибели каждого человека, насколько это сейчас возможно. Увековечением памяти каждой из этих групп невинных жертв занимаются научные институты и организации. Ситуация с осознанием немецким обществом истории репрессий, организованных советской властью на территории, оккупированной и контролируемой СССР, до того, как там образовалась ГДР и начали действовать ее собственные силовые структуры, копирующие советские, особенно сложна.
Судьбы и гибель людей, репрессированных советским режимом, проводившим оккупационную политику, мало известны обществу. Эта часть национальной истории оказалась не проговорена в полной мере. Долгое время в публичном поле Восточной Германии сохранялось нечто вроде наследия гэдээровской пропаганды: принято было считать, что люди, которых после войны арестовывали на территории Германии, а затем по советским законам репрессировали, вывозили в СССР, всегда имели «связь с нацистами» и, скорее всего, являлись «фашистскими шпионами».
Говорить в ГДР на эту тему было опасно, родственники репрессированных подвергались травле и тоже опасались требовать справедливости. Большинство жителей Западной Германии были просто не знакомы с налаженной в СССР машиной репрессий, от которой гибли тысячи невинных людей. На протяжении нескольких десятилетий в Германии, как и в СССР, считалось, что за возбужденными тогда репрессивными делами имелась некая реальная подоплека, что власти не могли в массовом масштабе фальсифицировать свои обвинения «просто так».
Рабочая группа немецкого «Последнего Адреса» использовала в своей работе опыт российского проекта и начала свои исследования с истории тех жертв, которые погибли от рук советских карательных органов, при непосредственном участии сотрудников советских спецслужб. Их точное число неизвестно и колеблется, по разным источникам, от 32 до 40 тысяч человек. Речь идет в основном о периоде с 1945 по 1953 годы – то есть о времени советской оккупации и о первых годах существования ГДР. После 1953 года гэдээровская служба госбезопасности уже сама была в состоянии осуществлять репрессии в отношении населения Восточной Германии.
Торжественная церемония установки первой таблички «Последнего Адреса - Die letzte Adresse» начнется в 14.00. На знаке выбито имя Хайнца-Альбина Баумбаха.
Хайнц-Альбин Баумбах родился в 1926 году в городе Треффурт. В 1951 году работал шахтером на предприятии акционерного общества Висмут в городе Обершлем. 10 мая 1952 года, когда Хайнц был в отпуске в родительском доме в Треффурте, он был арестован как член Мойзельвицкой группы сопротивления. Во время предварительного заключения он сидел в тюрьме НКВД в Потсдаме. 16 июля 1952 года Хайнц Баумбах был приговорен к смерти советским военным трибуналом. Через месяц его перевезли в Москву, где 23 октября приговор был приведен в исполнение. Хайнцу Баумбаху было 26 лет.
Лишь в 1966 году его жена Бригитта после долгих запросов получила фальшивое свидетельство о смерти, где стояла ложная дата смерти – 23 октября 1954 года.
Хайнц Баумбах был реабилитирован в 1996 году.