Москва, Кривоколенный переулок, 11/13, строение 1
На карте На карте

| 15 сентября 2019

Кирпичное здание на углу Кривоколенного и Архангельского переулков было построено в 1880 году. С 1888 по 1893 годы дом снял художник Василий Поленов. В начале xx века дом купил инженер А.В. Бари. В советские годы здесь жил инженер-изобретатель В.Г. Шухов. Дом является памятником регионального значения.


Владилен Леонидович Фурман родился в 1931 году в Одессе. Он вырос в партийной семье, само его имя «Владилен» - «Владимир Ленин» - говорит о многом. Его отец был экономистом, мать работала врачом на заводе, а старший брат погиб в Великую Отечественную войну под Сталинградом. Родители Владилена обладали твердой жизненной позицией. Например, мать дважды отказывалась давать показания на арестованных знакомых. Школа для Фурмана не была главным источником знаний. Он увлекался философией и литературой, много читал, писал небольшие рассказы, интересовался политикой.

На мировоззрение Владилена Фурмана серьезно повлиял арест летом 1949 года его классного руководителя Анатолия Эммануиловича Левитина, которого приговорили по статье 58-10 к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Из лагеря Левитин освободился в 1956 году.

Вместе со своим старшим товарищем Борисом Слуцким Фурман ходил в литературный кружок при Доме пионеров; Борис писал стихи, Владилен – рассказы и сказки. Когда в августе 1950 года Слуцкий со своим другом Евгением Гуревичем (в июне 2016 года «Последний адрес» установил ему памятный знак) создал подпольную группу «Союз борьбы за дело революции» (СДР), Фурман к ней присоединился. В манифесте организации Гуревич писал, что «все провозглашаемые свободы – фикция, и в стране не рабочая демократия, а жесточайшая диктатура».

В сентябре 1950 года 3-й медицинский институт, где на втором курсе учился Владилен Фурман, перевели из Москвы в Рязань и преобразовали в Рязанский мединститут им. И.П. Павлова. Но Владилен не смог окончить даже второй курс: 18 января 1951 года его арестовали в Рязани и привезли на следствие в Москву. В тот же день в Москве был арестован Борис Слуцкий, 19 января – Евгений Гуревич. В последующие дни были арестованы и другие члены подпольной группы.

Из протокола осмотра дела «Союза борьбы за дело революции» от 28 июля 1951 года (документ можно посмотреть на сайте фонда Александра Яковлева): «В предъявленном обвинении Фурман виновным себя признал и показал, что он являлся одним из активных участников "организационного комитета" антисоветской организации, именовавшей себя "Союзом борьбы за дело революции". Фурман показал, что впервые вопрос о терроре обсуждался по его инициативе еще в мае 1950 года, когда он вместе со Слуцким решил приступить к созданию антисоветской организации. На допросе 3 февраля 1951 года Фурман показал, что в конце ноября 1950 года на одном из сборищ Гуревич после злобных клеветнических выпадов по адресу ВКП(б) и Советского правительства предложил немедленно создать так называемую "боевую дружину" для проведения террористических актов против руководителей ВКП(б) и Советского правительства».

В ночь с 13 на 14 февраля 1952 года 16 членам СДР и их знакомым был вынесен приговор. Военной коллегией Верховного суда СССР Владилен Фурман (вместе с Борисом Слуцким и Евгением Гуревичем) был приговорен к высшей мере наказания «за измену Родине».

В обвинительном заключении говорилось: «…являлся одним из основателей и руководителей еврейской антисоветской террористической молодежной организации, осуществлял вербовку новых членов в организацию, подготавливал распространение антисоветских листовок и документов, проводил подготовку к совершению террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства, намеревался установить преступную связь с представителями враждебных иностранных государств и антисоветских националистических формирований, действующих на территории СССР…».

Приговор был приведен в исполнение 26 марта 1952 года. Фурману был 21 год.

Еще десять членов организации были приговорены к 25 годам заключения, трое – к 10 годам. Репрессиям подверглись и члены их семей. Так, в августе 1952 года были арестованы отец, мать и брат Владилена Фурмана. Трагическую историю семьи описала мать Владилена Полина Фурман в своей книге «Годы моей жизни».

«В августе 1952 года вся наша семья подверглась репрессии. Мой муж был арестован на работе в научно-исследовательском институте и отправлен в Лефортовскую тюрьму. После ночного обыска утром меня и младшего сына направили в Краснопресненскую пересыльную тюрьму. Нам разрешили взять по одному чемодану, все имущество было оставлено в квартире. Когда нас вывели во двор, мы увидели многих соседей из нашего дома, где мы прожили около 30 лет, заплаканных, что-то нам напутствующих. У ворот уже стояла машина "черный ворон", которая отвезла нас в тюрьму. Сына направили в мужскую камеру, а меня в женскую», - вспоминает Полина Фурман.

Ее и сына отправили в ссылку в Чулак-Тау (Каратау, Казахстан), а мужа – в Мордовскую область. Но весной 1953 года Полину с сыном освободили, и они вернулись в Москву, ее муж – весной 1955-го.

В 1956 году по заявлению родных дело о СДР было пересмотрено, и приговоры были изменены: троим расстрелянным, в том числе и Фурману, посмертно расстрел был заменен на срок 10 лет, остальным фигурантам дела сроки были сокращены до трех и пяти лет. Реабилитация пришла лишь в 1989 году. Тогда же стала известна точная дата гибели Гуревича, Слуцкого и Фурмана.

Церемония установки памятной таблички "Последнего адреса": фото, видео установки
видео Александр Тимофеевский о «Союзе борьбы за дело революции»,
видео — Марина Смирнская о семье Фурманов в наше время


Фото: Мария Олендская



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.