Дом по адресу Кронверкский проспект, 13/2, выходящий фасадом на Крестьянский переулок, возведен в 1879 году по проекту А.К. Серебрякова. Здесь в 1932 году получила отдельную четырехкомнатную квартиру №15 на четвертом этаже семья Петра Максимовича Горбунова.
О своем отце пишет Вадим Петрович Горбунов: «Мой отец, Петр Максимович Горбунов, родился 17 июля 1897 года в городе Надеждинске Свердловской области в рабочей семье. Дед погиб от несчастного случая на работе, когда отцу было два года, и с ранних лет ему пришлось работать. С 10 лет вместе с матерью он работал в лесу, затем на Надеждинском заводе. В гражданскую войну воевал в Красной армии, после войны остался в Сибири. Работал в Кузбассе на Анжеро-Судженских угольных разработках. В 1920 году вступил в ВКП(б). В 1923 году приехал в Петроград учиться. Учился на рабфаке, потом в ЛЭТИ, но не закончил – направили работать директором завода. Потом был председателем Выборгского райисполкома, заместителем председателя Ленгорисполкома. В 1932 году был послан на работу в Мурманск. С 1932 по 1936 годы работал председателем исполкома Мурманского округа. При нем было выполнено большое строительство города и порта в Мурманске, осваивались разработки полезных ископаемых Кольского полуострова».
В 1935 году Петр Максимович, в числе других работников рыбной промышленности Мурманского района, был награжден орденом Ленина «за большевистскую работу в тяжелых условиях Севера и выдающиеся успехи в деле превращения Мурманска в новую мощную рыбную базу и первую сельдяную базу Советского Союза».
В годы работы Горбунова в Мурманском округе велось активное изучение природных богатств Кольского полуострова, были открыты месторождения ценных пород, начато их освоение, основаны десятки промышленных предприятий. Итогам работы Горбунова на посту председателя Мурманского окрисполкома посвящена его отчетная статья «Промышленный центр за Полярным кругом» («Карел-Мурманский край», 1935 № 1).
Мурманский округ в то время входил в Ленинградскую область. Работая в Мурманске, Петр Максимович регулярно приезжал в Ленинград в командировки и к семье. С конца 1936 года до ареста в августе 1937 года он работал управляющим треста «Свирьлес» и жил в Ленинграде.
Петр Горбунов был женат на Матильде Осиповне Черняк. Она родилась 28 апреля 1895 года, с 1918 года служила в Красной армии, участвовала в обороне Царицына. С начала 1920-х годов жила в Сибири, на партийной работе: с октября 1921 года была секретарем Анжеро-Судженского райкома РКП(б), а с января 1922 года перешла в агитотдел губкома, затем – в аппарат Сиббюро ЦК. Вероятно, во время работы на Кузбассе они и познакомились с Петром Максимовичем. Матильда Осиповна окончила транспортную академию. К моменту ареста мужа, а затем и своего собственного, она занимала должность председателя райисполкома Фрунзенского района Ленинграда.
В семье Горбуновых росли дети: старшая дочь Мира и младший сын Вадим. Вадим Петрович вспоминает:
«Когда отца арестовали, мне было шесть лет, сестре 12 лет. В памяти моей отец сохранился как большой, веселый и добрый человек. Летом 1937 года мы жили на даче поблизости от станции Токсово. Жили мы с няней, Еленой Григорьевной Кузнецовой, которая воспитывала нас с сестрой с самого рождения, а родители приезжали обычно только на выходные. Я очень любил ходить с отцом в лес и на озеро. У нас было любимое место –«лысая» гора, откуда далеко было видно вокруг. Отцу напоминало это родные места на Урале – лесистые холмы с елями. Эти прогулки – последнее, что осталось в моей памяти от общения с отцом».
Петра Максимовича Горбунова арестовали 29 августа 1937 года. 20 ноября 1937 года Дзержинский райком ВКП(б) исключил его из партии как «врага народа», и сделано это было еще до вынесения официального приговора 29 ноября 1937 года. Но приговор ему был подписан раньше: 13 ноября 1937 года Сталин, Молотов, Каганович и Ворошилов поставили свои подписи под очередным «расстрельным списком», 33-м номером в котором был Петр Максимович Горбунов. Оставалось лишь оформить это решение в судебном порядке, что и сделала выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР: «за участие в антисоветской террористической и диверсионно-вредительской организации правых» Горбунов был приговорен к высшей мере наказания. В этот же день его расстреляли в Ленинграде. Ему было 40 лет.
Вскоре была арестована и Матильда Иосифовна (Осиповна) Черняк. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 28 января 1938 года она была приговорена к восьми годам лагеря, срок отбывала в Мордовии.
Первое время после ареста отца и матери Вадим и Мира были с няней, но скоро над ними нависла угроза детского дома. Детей взяла на воспитание в Москву сестра матери, Дина Осиповна Черняк. Она сама была женой арестованного «врага народа» Дмитрия Евгеньевича Сагайдака, в то время находившегося в Соловецкой тюрьме особого назначения. Дина Осиповна вырастила четверых детей: дочерей Ирэну и Нинель Сагайдак, и племянников Миру и Вадима Горбуновых. В годы войны все они были в эвакуации в Башкирии (село Чекмагуш), затем вернулись в Москву. В 1955 был реабилитирован и вернулся из лагерей и ссылок Дмитрий Сагайдак.
Матильда Черняк после лагеря жила в ссылке в Кинешме, на Волге. Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 21 мая 1955 года она была реабилитирована, и только после этого смогла вернуться в Ленинград. Вместе с матерью вернулся в Ленинград из Москвы уже взрослый 24-летний Вадим Петрович Горбунов.
В 1956 году Военная коллегия ВС СССР, приговорившая Петра Максимовича Горбунова к расстрелу, пересмотрела его дело и отменила приговор «по вновь открывшимся обстоятельствам и за отсутствием состава преступления». Он был реабилитирован.
Но правду о его судьбе семья узнала нескоро. В 1955 году его родные получили ложное свидетельство о смерти: в нем было сказано, что он умер 28 декабря 1938 года, причина смерти не указана. Лишь в 1990 году пришло свидетельство, в котором указана правдивая дата и причина смерти – «расстрел». Матильда Иосифовна умерла в Москве в 1972 году, так и не узнав правды о смерти мужа. Дочь Мира умерла в Москве в 1991 году.
Лишь 30 марта 1990 года Калининский райком КПСС реабилитировал Горбунова в партийном отношении посмертно, «так как предъявленные ему обвинения отпали».
Архивные фотографии и документы
Церемония установки таблички "Последнего адреса"
*** |
Книга памяти "Ленинградский мартиролог"
содержит сведения еще об одном репрессированном, проживавшем в этом доме: это Эдуард Янович Бирк. Если кто-то из наших читателей хотел
бы стать инициатором установки ему мемориального знака, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |