Павел Афанасьевич Лещенко родился в 1901 году в селе Бабарыкино Богородской волости Томского уезда Томской губернии (ныне – Шегарского района Томской области) в семье зажиточного крестьянина. Его отец, Афанасий Родионович Лещенко, до революции избирался сельским старостой, имел богатое по тем временам личное хозяйство: шесть лошадей, четыре коровы, 15 овец, различную технику для ведения сельского хозяйства.
С момента установления в селе советской власти и до рокового 1937 года Афанасий Родионович трижды подвергался репрессиям и в конце концов был расстрелян 3 сентября 1937 года по обвинению в «проведении контрреволюционной агитации». Согласно обвинительному заключению, он «систематически вел среди колхозников контрреволюционную агитацию, призывал к борьбе с советской властью, призывал колхозников выходить из колхоза, распространял провокационные слухи о войне Японии с СССР, что победа будет за Японией».
Его сын Павел, получивший лишь начальное образование – 3 группы сельской школы, всю жизнь проработал разнорабочим: столяром, плотником.
С августа 1919 года и до прихода в Томск Красной Армии Павел служил в колчаковской армии, затем перешел на сторону большевиков и служил в Красной Армии до 1923 года. В 1920 году вместе с другими крестьянами села Бабарыкино он принимал участие в т.н. Колыванском восстании против продразверстки, за что подвергался вместе с отцом и другими родственниками аресту. Его старший брат и два двоюродных братья были расстреляны, отец и сам Павел выпущены на свободу.
В 1933 году перед раскулачиванием семьи отца Павел перебрался в Томск, где работал в разных учреждениях столяром или плотником. К моменту ареста он работал столяром в столярной мастерской Базарного треста и плотником в Базарно-рыночном управлении в Томске.
Павла Афанасьевича арестовали 20 января 1938 года и обвинили в активном участии в контрреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России», в которую он якобы был завербован в 1936 году.
По версии следователей томского НКВД, «Союз спасения России» создал в 1933 году бывший князь Волконский по заданию белогвардейских зарубежных организаций «Союз братства русской правды» и «Российский общевоинский союз». Организация якобы должна была «поднять вооруженное восстание и добиться свержения Советской власти».
По делу № 12301 о т.н. кадетско-монархической, повстанческой организации «Союз спасения России» в Томской области было арестовано, по разным оценкам*, от 1035 до 3107 человек, из них от 928 до 2801 человек было расстреляно, остальные получили разные сроки заключения – от 10 до трех лет, три человека умерло на следствии и шесть человек были освобождены. Среди «фигурантов» этого дела были поэт Николай Алексеевич Клюев (расстрелян 23 октября 1937 года, «Последний адрес в октябре 2016 года установил ему табличку), философ Густав Густавович Шпет (расстрелян 16 ноября 1937 года, «Последний адрес в феврале 2015 года установил ему табличку в Москве), князь Александр Владимирович Голицын (расстрелян 11 июля 1938 года), его сестра, княжна Ольга Владимировна Урусова-Голицына (расстреляна 5 марта 1938 года) и ее муж, князь Петр Петрович Урусов (расстрелян всего через четыре дня после ареста - 28 декабря 1937 года). Всем троим «Последний адрес» также установил таблички в октябре 2016 года (здесь и здесь). Среди «членов» организации были и простые люди: рабочие, крестьяне, служащие, например, продавец Андрей Алексеевич Радыгин, которому «Последний адрес» установил памятный знак в Томске в январе 2022 года.
Через две с половиной недели, 7 февраля 1938 года, Павел Лещенко был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 13 февраля 1938 года.
У Павла Афанасьевича остались жена, пятилетний сын Виктор и семимесячная дочь Августа.
Павел Афанасьевич Лещенко был посмертно реабилитирован в 1958 году.
Заявку на установку таблички Павлу Афанасьевичу Лещенко подал его родственник Владимир Михайлович Лещенко. По его же заявке в октябре 2018 года была установлена табличка Афанасию Родионовичу Лещенко в их родном селе Бабарыкино. За годы советской власти семье всего было расстреляно семь человек и 35 человек репрессировано в административном порядке.
*UPD: данные уточнены по сравнению с публикациями 2016-2022 годов.