Санкт-Петербург, набережная Фонтанки, 51-53
На карте На карте

| 16 февраля 2020

Дом № 51-53 по набережной Фонтанки (доходный дом Лыткиных) был построен в конце XVIII-начале XIX века. В 1885 году дом был серьезно перестроен. К 1917 году здесь располагалась Дирекция императорских театров. По состоянию на 1928 год в этом доме находилось эстонское издательство «Кюльвая». Здесь же с середины 1920-х годов жила семья политэмигрантов из Эстонии Эйрусы. Для троих репрессированных братьев Эйрусов этот дом стал «последним адресом». Сегодня на доме появилась табличка одному из них.


Макс Самойлович и Лея Андреевна Эйрусы

Макс Самойлович Эйрус родился в 1905 году в городе Верро Лифляндской губернии в еврейской семье. Его родители были революционерами-подпольщиками: отец Самуэль Эйрус был арестован и казнен в Эстонии, а мать Сара Мировна вместе с сестрой были по обмену переданы в Петроград. В 1931 году Макс Самойлович вместе с сыном Самуэлем и женой Леей Андреевной переехал в Ленинград к матери. В Ленинграде жили и его братья: Яков (1904-1938, расстрелян), Георгий (родился в 1909 году, умер в Нагаево на Колыме, дата смерти неизвестна) и Эмиль (19023-1943, погиб на фронте, похоронен в Питкяранте). Вся семья Эйрусов, восемь человек, жила в двух смежных комнатах большой коммунальной квартиры. К 1936 году Эйрусы самостоятельно перестроили их так, что комнат стало три.

После переезда в Ленинград Макс Эйрус работал в Ленинградском морском порту в «Экспортлесе» браковщиком, затем – товароведом отдела снабжения завода «Красная заря».

Макс Эйрус получил хорошее образование: помимо эстонского и русского языков, он владел французским и немецким. Кроме этого, он закончил музыкальную школу и играл в Эстонском национальном оркестре.

Макс Эйрус со старшим сыном Самуэлем

Вот что вспоминает об отце старший сын Самуэль Максович, 1929 года рождения: «Уже когда мы приехали в Россию, мы жили на Фонтанке, д. № 53, это где площадь Ломоносова. И рядом, где сейчас Дом архитектора - там был клуб Калинина. Там по вечерам было кино, а перед началом киносеансов, как в то время принято было, выступали оркестры. Вот он организовал там такой ансамбль из нескольких человек, где и сам выступал в качестве профессионального артиста. Он в то время играл на балалайке. Ну, и он очень часто брал меня в кино, а перед кино я смотрел, конечно, этот импровизированный концерт. И, как я помню, он исполнял очень серьезные вещи - не то что, как иногда, так самоучки бренчат. Мама говорит: "Он даже сам ноты писал", и некоторые партитуры из каких-то произведений он перекладывал на свои ноты – для исполнения. Я помню: нот дома было много очень; он по вечерам очень часто писал…»

Жена Макса Эйруса Лея Андреевна (Рувимовна), в девичестве Вариантова, родилась в 1901 году в г. Опочке Псковской губернии. После переезда в Ленинград она работала в парикмахерской на углу улицы Ломоносова и набережной Фонтанки, позже стала заведующей этой парикмахерской. В 1936 году в семье родился второй сын - Марк.

Вспоминает Самуэль Максович: «У нас были гости, но это, как правило, все папины знакомые были по службе, часто по артистической деятельности. Он, как я помню, с ними разговаривал, играл им на балалайке, они о чем-то спорили. Нас, детей, выгоняли в коридор, чтобы мы не мешали».

К 1938 году три сына Сары Мировны Эйрус были арестованы. Первым 14 февраля 1936 года взяли Григория. Особым совещанием при НКВД СССР он был приговорен к трем годам лагеря и отправлен в Севвостлаг на Колыму, бухта Нагаево. Самуэль Максович вспоминает, как дома собирали ему в лагерь посылки. Уже в лагере тройка НКВД по Дальстрою приговорила его к расстрелу, который был приведен в исполнение 9 марта 1938 года.

Летом 1938 года были арестованы Макс и Яков Эйрусы.

Вспоминает Самуэль Максович: «Бабушке и ее сестре дали довольно большие полномочия. Она была персональным пенсионером РСФСР, их тогда было очень немного. У них были специальные магазины, у них были специальные врачи - для этого типа людей. Ну, это как бы небольшой, что ли, круг при правительстве был: старые революционеры – их еще ценили тогда, но, когда начались репрессии... Я хорошо помню, как вечерами собирались многие ее знакомые. У них был какой-то свой кружок, и они занимались тем, что писали всякие письма на имя Ворошилова, Жданова, в общем, во все точки, которые они считали нужным, чтобы обратить внимание… Но результата не было».

Макс Самойлович Эйрус был арестован 10 июня 1938 года. В это время его семья была на даче. По свидетельству соседей, арест произошел ночью, во время обыска в его комнате все перевернули вверх дном. Первое время семья носила ему передачи, до тех пор, пока им не сообщили, что Макс Эйрус осужден на «10 лет без права переписки».

На самом же деле 27 октября 1938 года Особая тройка УНКВД ЛО приговорила Макса Эйруса к высшей мере наказания по обвинению в «шпионаже в пользу Эстонии» (ст. 58-6 УК РСФСР). Он был расстрелян в Ленинграде 1 ноября 1938 года. Ему было 33 года.

Его брат Яков Эйрус был арестован 5 июля 1938 года, по той же статье приговорен к расстрелу 9 октября 1938 года, расстрелян в Ленинграде 12 октября 1938 года.

Макс Самойлович Эйрус был реабилитирован определением Военного трибунала ЛенВО в 1958 году.

В память о своем отце Самуэль Максович Эйрус установил табличку на Левашовском мемориальном кладбище.

Архивные фотографии и документы

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото

Фото: Евгения Кулакова

Мы с большим сожалением сообщаем, что табличка по этому адресу была демонтирована неизвестными. Мы не теряем надежды на то, что она будет восстановлена.




Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.