Москва, Поварская, 26
На карте На карте

| 20 мая 2018

Кирпичное шестиэтажное здание по адресу Поварская улица, 26 было возведено в 1914 году по проекту архитектора Ольгерда Пиотровича для домовладельца Баскакова. Это последний адрес Ивана Бунина перед эмиграцией, здесь писатель жил с 1917 по 1918 годы. Традицию проживания литераторов в этом доме продолжил Борис Пильняк в 1920-е годы.

Бывший доходный дом считается выявленным объектом культурного наследия. Здание жилое, охраняется государством.

Согласно базам «Мемориала», по меньшей мере три жильца этого дома стали жертвами политических репрессий середины прошлого века. Двоим из них - адвокату Льву Николаевичу Евзерихину и служащему Петру Константиновичу Удольскому - мы установили мемориальные таблички в октябре 2017 года. Сегодня здесь появился третий памятный знак.

Фото: http://serg.e-stile.ru

Альфред Иванович Поднек родился в 1893 году в Баусском уезде Курляндской губернии, по национальности латыш. После окончания общественно-юридического отделения Московского городского университета им. А.П. Шанявского он поступил в Московский университет. Однако доучиться ему не удалось — затянули революционные события. В 1913 году Альфред Поднек вступил в РСДРП, а в марте 1918 года он уже член коллегии правозаступников Нижнего Новгорода.

В годы Первой мировой войны в Нижегородской губернии образовалась обширная латышская диаспора. Сюда приехало немало латышей из прифронтовых районов. Многие из них работали на заводах, эвакуированных из Риги и Петрограда. После Февральской революции большевики, готовившиеся к захвату власти, сосредоточили на заводах серьезные агитационные силы, чтобы перетянуть на свою сторону латышей. Тут же шла вербовка в ударные части будущей красной гвардии. Однако братьев Альфреда и Августа Поднеков и агитировать не требовалось. Оба они с юности принимали активное участие в революционном движении. Младшего, Августа, в 1915 году даже приговорили к шести годам каторги за революционную деятельность (после революции он был освобожден). Альфред — постоянный делегат губернских съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позднее — делегат нескольких съездов РКП(б) и ВКП(б).

После Октябрьской революции братья заняли руководящие должности в органах юстиции региона. Альфред Поднек, покинув коллегию правозаступников, летом 1918 года встал во главе отдела юстиции Нижегородского губернского исполнительного комитета (Август тем временем возглавлял Следственную комиссию трибунала Нижегородского окружного суда). На этой должности Альфред оставался до марта 1920-го, одновременно председательствуя в латышской секции национального отдела Нижегородского губкома РКП(б). Однако Гражданская война близилась к завершению, и партии требовалось главные свои усилия сосредоточить на хозяйственном направлении.

В июле 1921 года Альфред Поднек стал помощником уполномоченного Наркомата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР по Сибири. Затем - заместителем начальника Главного управления шелковой промышленности Наркомата легкой промышленности СССР (Главшелк). На этой должности он проработал до ареста, который произошел 17 декабря 1937 года.

30 ноября 1937 года вышел очередной оперативный приказ № 49990 о репрессиях по национальной линии. С этого документа официально начинается преследование латышей. 1938 год стал для них поистине роковым — были казнены практически все, кто защищал советскую власть при Ленине. По «латышской линии» в течение 1937–1938 годы было осуждено 21 300 человек, из них 16 575 приговорены к расстрелу.

Из показаний Аркадия Постеля, бывшего начальника Управления НКВД Московской области, арестованного в 1939 году: «...Массовые аресты так называемой "латышской организации", которые заранее определялись по контрольным цифрам на арест по каждому отделу на каждый месяц в количестве 1000–1200 человек, превратились в буквальную охоту за латышами и уничтожение взрослой части мужского латышского населения в Москве, так как доходили до разыскивания латышей по приписным листкам в милиции...»

Имя Альфреда Поднека есть в сталинском списке от 5 марта 1938 года — среди 218 человек, приговоренных к расстрелу (всего в тот день по 24 спискам к расстрелу было приговорено около 2 тысяч человек из разных городов и республик СССР). Через 10 дней он был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР за «участие в контрреволюционной террористической организации» и в тот же день расстрелян. Ему было 45 лет.

Его брата Августа Поднека расстреляли тремя месяцами позже в Иркутске.

Оба были реабилитированы в 1956 и 1958 годах соответственно.


Церемония установки таблички «Последнего адреса» (фото), (видео)


Фото: Мария Олендская




Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.