Комплекс зданий по Тверской улице, 6 (ранее — улица Горького, 26) в настоящий момент имеет семь строений. Из-за реконструкции улицы в конце 1930-х годов нумерация домов была изменена. Сегодня мы установили мемориальные таблички двум жильцам этих домов. По просьбе заявителей памятные знаки установлены рядом, в арке дома № 6, выходящей на Тверскую улицу.
Тверская ул. 6 стр.5
Строения 3 и 5 дома № 6 раньше составляли единый комплекс. Здание было построено в 1927-1930 годах по заказу рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Крестьянская газета». Проект делал известный архитектор, теоретик «новых урбанистов» Николай Ладовский.
В 1930-х годах здесь проживала семья юриста Николая Филипповича Попова.
Николай Филиппович Попов родился в 1882 году в селе Ново-Заимское Ялуторовского уезда Тобольской губернии в крестьянской семье. Окончил юридический факультет Московского государственного университета.
По окончании университета Николай Филиппович женился, и в 1914 году в семье появилась дочь Галина. Жена Попова, Елена Владимировна окончила медицинский институт и стала одной из первых в стране женщин-врачей, ушедших добровольно на фронт в Гражданскую войну, чтобы лечить раненых солдат.
«В голодные революционные годы кто-то из благодарных пациентов Елены Владимировны принес ей кусок мяса. Николай Филиппович, узнав об этом, сказал, что все должны жить одинаково. Мясо полетело в помойку», — рассказывает внучка Попова, Галина Анатольевна Шестерикова, подавшая заявку на установку мемориальной таблички.
Согласно справочнику "Московская власть: Советские органы управления. Март 1917 – октябрь 1993” (Гарнюк С.Д., Изд-во Главархива Москвы, 2011) после революции Попов занимал различные должности в московских советских органах власти, в частности, в жилищном и жилищно-строительном отделах Моссовета, Московском губернском комитете содействия кооперативному строительству рабочих жилищ, Междуведомственной комиссии по урегулированию работ по дровозаготовкам. Одно время он работал уполномоченным по топливу Моссовета (от должности был освобожден 6 мая 1927 года), затем – председателем строительного комитета при Президиуме Моссовета.
В 1930-х годах Попов занимал должность начальника архитектурно-планировочного управления Наркомата коммунального хозяйства РСФСР.
В 1937-1938 годах практически по всем наркоматам прошлась волна репрессий, которых не избежал и Наркомат коммунального хозяйства. В июне 1937 года был арестован нарком коммунального хозяйства РСФСР Николай Павлович Комаров. 27 ноября он был расстрелян по обвинению в «участии в троцкистско-зиновьевской антисоветской организации”.
Николая Филипповича арестовали 11 января 1938 года. Незадолго до этого его отправили на пенсию. Через три месяца после ареста – 2 апреля 1938 года – его приговорили к высшей мере наказания по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации» и расстреляли в тот же день. Ему было 56 лет.
«Четырехкомнатная квартира на улице Горького была кооперативная, и благодаря этому когда арестовали Николая Филипповича, семью не выгнали, а забрали две комнаты из четырех и вселили туда две семьи», — пишет Галина Анатольевна.
Но вскоре арестовали и Елену Владимировну и как «члена семьи изменника Родины» приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Срок она отбывала в лагере в Казахстане, откуда вернулась лишь после окончания войны.
В 1956 году Николай Филиппович Попов был полностью реабилитирован. Его реабилитацией занималась дочь Галина Николаевна.
Тверская ул. 6, стр. 7
От доходного дома, построенного в 1891 году, к настоящему времени осталась только малая часть, в основном из-за реконструкций в советский период. Здание проектировали архитекторы Б.В. Фрейденберг и Э.С. Юдицкий по заказу будущей владелицы доходной постройки А.Г. Толмачевой. В доме был большой зал со сценой, который и принес этому зданию известность. В 1920-е годы бывший театр приобрел статус артистического кафе под названием «Десятая муза». Здесь выступали Маяковский, Есенин, Эренбург и другие поэты.
Дом перестроили в 1937-40 годах по проекту архитектора Мордвинова в связи с реконструкцией улицы Горького. В кафе поэтов тогда располагалась «Пельменная». Нынче в этом здании разместились школа-студия МХАТ и отделение банка «ВТБ24».
Согласно базам «Мемориала», по крайней мере 29 жильцов этого дома стали жертвами политических репрессий. Одному из них сегодня мы установили мемориальную табличку.
Яков Иосифович Боярский-Шимшелевич родился в 1890 году в городе Сморгонь в многодетной семье почтового служащего, Яков был младшим из восьмерых детей. Мать была домохозяйкой. Яков учился в Минском коммерческом училище. Еще учась в нем, с 15 лет принимал участие в подпольных революционных собраниях и ученических кружках.
С 1911 по 1918 годы Яков Иосифович служил рядовым в 101-м пехотном полку. Войну закончил писарем хозяйственной части. В армии он организовал сначала ротный, затем полковой комитет, а в августе 1917 года стал его председателем.
Яков Иосифович Боярский с женой и дочерью Майей |
В феврале 1918 года Яков Иосифович демобилизовался и поселился в Тверской губернии, где началась его партийная карьера. В 1918-1920 годах он занимал должность председателя местного Губcовнархоза, затем стал заведующим отделом агитации и пропаганды (агитпроп) Тверского губернского комитета ВКП(б). В 1921 году он участвовал в подавлении Кронштадского восстания, был делегатом X съезда ВКП(б). Затем Яков Иосифович перебрался в Смоленск, где был назначен председателем Крайпрофсовета Смоленской губернии. В 1924 году его перебросили на такую же должность в Оренбург, затем была Казань и Самара. Именно в эти годы он стал использовать в качестве партийного псевдонима девичью фамилию матери – Боярская.
В 1929 году Яков Иосифович приехал в Москву и был назначен председателем ЦК профсоюза работников искусства («Рабис»).
Известный французский искусствовед Поль Гзелль, побывавший в 1934 году в СССР и написавший по итогам своей поездки книгу о состоянии искусства в Советской России, посвятил одну главу в этой книге Якову Иосифовичу. Вот что он, в частности, писал: «Боярский — человек с очень живым умом и необычайно деятелен. Он — один из верховных судей всей театральной жизни России и Сибири, т. е. территории, которая во много раз превышает нашу западную и южную Европу. Он знал, что я был другом Огюста Родена, который вызывает в СССР всеобщее восхищение. Один из шедевров вашего Микеланджело, сказал мне Боярский, это голова Мыслителя, которая выбрасывается из бесформенной глыбы, изображающей Материю. Для нас, как и для Родена, мысль должна подчинить себе хаос и ввести в него ясный и светлый порядок. Мы считаем, что искусство — одно из лучезарных аспектов мысли. Поэтому мы отводим огромное место театру, в котором связаны воедино все искусства. Мы стараемся привлечь все население наших городов в театральные залы и постоянно организовываем выезды для жителей деревни. Мы стараемся подчеркнуть в старых пьесах и в новых драматургических произведениях все, что может просветить наших сограждан. Я совершенно точно передал слова одного из тех, кто держит в своих руках судьбы драматического искусства России" (цитируется по воспоминаниям сына Якова Иосифовича, Иосифа Боярского ).
В должности директора МХАТ |
По инициативе Боярского и Виктора Городинского в 1930 году в Москве был создан Клуб мастеров искусств (позднее — Центральный дом работников искусств). Его первый директор Борис Михайлович Филиппов писал в своих воспоминаниях «Актеры без грима»: «В то время профсоюзом работников искусств руководили Я.И. Боярский и В.М. Городинский – люди, о которых следовало бы написать гораздо больше, чем позволяют размеры этой книги. Это были в подлинном смысле общественные деятели, умные, тонкие, образованные руководители, для которых искусство стало делом их жизни, их сердца. Они обладали еще одним качеством, весьма ценимым в актерской среде, — неистощимым чувством юмора» (там же).
В 1932 году Яков Иосифович возглавил советскую делегацию, участвовавшую в Международном фестивале народного танца в Лондоне.
За период работы в «Рабисе» он написал более двух десятков книг и брошюр, прочитал множество докладов. Он считался одним из лучших ораторов тех лет.
В 1936-37 годах Яков Иосифович был назначен первым заместителем председателя Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. В этой должности он, в частности, организовывал декады национального искусства советских республик в Москве.
В 1938 году он перешел на работу в Московский Художественный академический театр, где занял должность директора.
Якова Иосифовича арестовали 5 июля 1939 года. Через семь месяцев после ареста — 1 февраля 1940 года – он был приговорен к высшей мере наказания по обвинению в «участии в контрреволюционной организации». Приговор был приведен в исполнение на следующий день после оглашения. Он был расстрелян вместе со Всеволодом Мейерхольдом и Михаилом Кольцовым.
В 1956 году Яков Иосифович Боярский-Шимшелевич был полностью реабилитирован.
2 апреля 2017 года на Тверской состоялась церемония установки табличек «Последнего адреса» (видео, фото). Церемония была омрачена вмешательством полиции (видео).
Фото: Е. Елпатьевская
*** |
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двадцати девяти репрессированных, проживавших на территории этого комплекса зданий. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |