Двухэтажный дом на углу 4-й Красноармейской и Московского проспекта появился в самом начале XIX века. Проект неизвестного архитектора был реализован к 1810 году в классицистических чертах, затем в 1836 году последовала перестройка, когда к основному объему здания с полуциркульным эркером, выходящим в садик, были добавлены флигели. Императорское Вольное экономическое общество приобрело этот дом в 1844 году у владелицы Галченковой.
В 1928 году для изучения рабочего движения здесь был открыт библиотечный центр, основу которого составил архив Г. В. Плеханова.
Во флигеле дома в 1930 году поселился вместе с женой новый директор Публичной библиотеки Мечислав Михайлович Добраницкий, сменивший на этом посту Н. Марра.
Мечислав Михайлович Добраницкий родился в Лодзи в 1882 году в семье купца второй гильдии. После Лодзи он учился в Берлине, Гейдельберге, получил специальность юриста. В 1912 году в Казани Мечислав Добраницкий получил степень доктора права.
Революционное движение привлекало Мечислава Добраницкого с 19 лет, когда он вступил в партию социал-демократов Польши и Литвы. Затем молодой юрист примкнул к партии меньшевиков, в которой состоял до 1920 года.
Первый арест Мечислава произошел в 1903 году, он был заключен в Варшавскую цитадель, но пятилетний срок ссылки ему тогда удалось избежать.
Февральскую революцию 1917 года Мечислав Добраницкий встретил с энтузиазмом. Он стал активным членом Петроградского и Центрального исполнительных комитетов Советов рабочих и солдатских депутатов, ездил с агитацией по фронтам, многого ожидал от Учредительного собрания, к выборам в которое он активно призывал.
После октябрьской революции Добраницкий отправился работать в Областной совет профсоюзов (Облсовпроф) в Ростов-на-Дону. С 1921 года он почти два года руководил новым музеем Тифлиса – музеем революции, затем работал в музее Октябрьской революции в Москве, совмещая эту работу с преподаванием права в университетах города.
С 1923 года Добраницкий вступил в партию большевиков, тогда же началась его дипломатическая карьера. В течение четырех лет он был генеральным консулом СССР в Гамбурге, а в 1927 году был назначен заведующим отделом Прибалтики и Польши в Наркомате иностранных дел, чье представительство в Одессе он возглавил в 1929 году.
Еще в середине 1920-х годов Мечислав Добраницкий познакомился в Германии с дочерью учителя народной школы антифашисткой Сусанной Ванслибен, к которой в 1930 году он ушел от первой жены Анны (Елены) Карловны Добраницкой (Хиршфельд), в браке с которой был рожден сын Казимир.
Шесть лет Мечислав Михайлович руководил Публичной библитекой, пока ему не вспомнили его меньшевистское прошлое. В 1935 году его исключили за это из рядов ВКП(б), затем уволилил с поста директора библиотеки. С апреля 1936 года и до ареста 23 августа 1937 года Добраницкий работал помощником редактора Ленинградского отделения Издательства социально-экономической литературы («Соцэкгиз»).
НКВД предъявило Добраницкому обвинения в связях с германской разведкой и подготовке террористических актов. 29 октября Мечиславу Михайловичу вынесли смертный приговор, который был приведен в исполнение 5 ноября 1937 года. Ему было 55 лет.
Вместе с Мечиславом Михайловичем репрессиям подверглись члены его семьи от обоих браков.
Вторую его жену — Сусанну Филипповну Добраницкую (Ванслибен) — органы НКВД вывели из "дома Плеханова" 16 октября 1937 года. Она к тому времени работала преподавателем немецкого языка. Вскоре за «шпионаж» Сусанна Филипповна получила расстрельный приговор. 24 ноября 1937 года он был приведен в исполнение. Ей был 41 год.
Арестована была в Москве и первая жена Добраницкого Анна (Елена), сын Мечислава и Анны Казимир, брат Анны Артур. Они тоже погибли в годы Большого террора. Жена Артура была выслана в лагеря, дочь покончила с собой после ареста родителей.
«Последний адрес» получил заявки на шестерых членов этой семьи от родственницы, живущей за рубежом; работа над установкой знаков проекта московской ветви семьи Добраницких продолжается.
Муж и жена Добраницкие были впоследствии полностью реабилитированы. Это значит, что их дела были сфальсифицированы.
Церемония установки таблички "Последнего адреса: фото
Фото: Николай Иванов
Мы с большим сожалением сообщаем, что несмотря на полученное ранее разрешение на установку памятных знаков, обе таблички были демонтированы. Тем не менее, мы не теряем надежды на то, что они будут восстановлены.