Угловой шестиэтажный дом № 2/6 в Хоромном тупике был построен в 1928 году по проекту архитектора А.И. Мешкова в стиле конструктивизма. Это один из первых в Москве ведомственных кооперативных домов, в котором жили сотрудники Наркомата иностранных дел и Наркомата труда.
Согласно базам «Мемориала», по крайней мере 16 жильцов этого дома в 1930-х годах подверглись политическим репрессиям. Первые таблички «Последнего адреса» появились здесь в декабре 2014 года – с именами кадровых дипломатов Бориса Николаевича Мельникова, Михаила Андреевича Карского и Сергея Константиновича Пастухова. Позже, в марте 2015 года, на фасаде дома 2/6 в Хоромном тупике появилась еще одна памятная табличка – с именем дипломата Марка Абрамовича Плоткина.
Сегодня мы установили пятую табличку на этом доме. Заявку подала внучка репрессированного.
Григорий Моисеевич Меламед родился в 1893 году в городе Поневеж Ковенской губернии в семье рабочих.
Нью-Йорк, октябрь 1935 года |
В 1921-25 годах он занимал пост заведующего консульским отделением экономико-правового отдела НКИД РСФСР-СССР. В 1925 году был направлен в Китай на должность вице-консула генерального консульства СССР в Шанхае. Вернувшись в Москву, Меламед в 1930 году занял пост руководителя консульской службы НКИД/МИД. В 1932-33 годах он работал уполномоченным НКИД СССР в Казахстане. Затем был направлен в США, где сначала был представителем “Интуриста” в Нью-Йорке, потом занял должность вице-консула. В семье Меламеда до сих пор хранится книга Ильфа и Петрова “Золотой теленок”, изданная в Нью-Йорке в 1935 году на английском языке, с дарственной надписью Григорию Моисеевичу, датированной октябрем 1935 года – Меламед активно помогал писателям в организации их путешествия по Америке.
После возвращения из США Григорий Моисеевич был направлен в Китай, где занял должность первого секретаря полномочного представительства СССР в Китае. Некоторое время Меламед занимал также должность генерального консула СССР в Нанкине. После того, как полпред Дмитрий Васильевич Богомолов, принимавший активное участие в переговорах по заключению советско-китайского договора о ненападении, был отозван в Москву и арестован в октябре 1937 года, Меламед занял пост временного поверенного в делах СССР в Китае.
В мае 1938 года Богомолов был расстрелян по обвинению в «участии в контрреволюционной троцкистской шпионско-террористической организации». Как утверждает в книге «Мао Цзэдун» российский историк-китаевед Александр Панцов, причиной расправы над Богомоловым стало недовольство итогами его работы в Китае Сталина: «В ноябре 1937-го, во время беседы с двумя крупными деятелями Гоминьдана, посетившими Советский Союз, он (Сталин – ред.) привлек их внимание к «троцкистской проблеме».
Григорий Моисеевич Меламед в Китае |
«У нас… есть плохие информаторы, — сказал он. — Вот, например, посол Богомолов… [Он] очень сильно тормозил заключение пакта о ненападении [с Китаем]… Мы вызвали Богомолова и спрашиваем, кто он такой. Оказывается, он троцкист, мы его арестовали. Плохих информаторов, и послов в том числе, мы арестовываем… Недавно мы получили еще такую „информацию“ от Меламеда, замещающего сейчас посла: он сообщает, что [китайский милитарист] Бай Чунси получил от Ч[ан] К[ай]ш[и] 50 миллионов долларов в виде подкупа… Как быть с Меламедом? Река Янцзы у вас глубокая? Может быть, утопить его в ней? (Общий смех.)…”
Григория Моисеевича арестовали в Москве 26 октября 1938 года через месяц после возвращения из Китая. Через пять месяцев после ареста 21 марта 1939 года Военный трибунал Московского военного округа приговорил Меламеда к высшей мере наказания по обвинению в «шпионаже и участии в контрреволюционной троцкистской шпионско-террористической организации». Меламед проходил по тому же делу, по которому был расстрелян его бывший начальник в Китае полпред Богомолов и второй секретарь полпредства в Китае Павел Гаврилович Саратовцев, арестованный 4 апреля 1938 года и расстрелянный 22 августа 1938 года по такому же обвинению – в «участии в контрреволюционной террористической организации».
Приговор в отношении Меламеда был приведен в исполнение еще через 3,5 месяца, 3 июля 1939 года. Ему было 46 лет.
После ареста Григория Моисеевича его жена и дочь были выселены из квартиры, а имущество конфисковано.
Григорий Моисеевич Меламед был реабилитирован в 1956 году за отсутствием состава преступления.
22 января 2017 года «Последний адрес» прикрепил на дом в Хоромном тупике пятую табличку: табличку с именем дипломата Григория Моисеевича Меламеда: фото, видео.
Фото: Федор Флягин
*** |
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одиннадцати репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |