Доходный дом Мелик-Азарянца в Тбилиси на бывшей Ольгинской улице - один из выдающихся памятников тбилисского модерна - был собственностью тифлисского купца первой гильдии, общественного деятеля и мецената Александра Мелик-Азарянца. Для строительства здания он пригласил петербургского архитектора польского происхождения Николая Оболонского и чешского скульптора А. Новака. Строительство началось в 1912 году и продолжалось три года. Желая увековечить в камне память о рано умершей дочери (она скончалась в 1904 году в возрасте 22 лет), Мелик-Азарянц внес изменения в проект фасада: появляются оконные проемы, выполненные в форме слез, и траурные элементы в скульптурном декоре стен (барельефные композиции на эркерах, обвивающие окна гирлянды и венки). По инфраструктуре и благоустройству доходный дом Мелик-Азарянца, безусловно, был уникальным примером зодчества не только в Тифлисе, но и на всем Кавказе. Необычная новинка - автономные системы электро- и водоснабжения, отопления и телефонной сети. Кроме того, в доме были магазины, фотосалон, парикмахерская, стоянка для извозчиков, сад для прогулок с фонтаном и экзотическими растениями.
В 1921 году советское правительство национализировало здание, Мелик-Азарянц был лишен всех своих средств и поселился в маленькой комнате полуподвального помещения. Здесь он и умер в нищете в 1923 году. Дом переделали под коммунальные квартиры для семей трудящихся, а улицу переименовали в улицу Ленина.
В 1929 году в этом доме поселились супруги Константин и Елена Кандарели. Большая часть квартиры после их ареста была конфискована, но потомки жили в доме до 1985 года.
Константин (Коте) Георгиевич Кандарели родился в 1902 году в Тбилиси. Он учился в Тифлисской классической гимназии, вместе с братом Ладо (Владимир Кандарели) был членом «Шевардени» - первого гимнастического общества в Грузии, созданного математиком Георгием Николадзе в 1918 году в Тбилиси.
В 1923 году Коте Кандарели нелегально уезжает в Германию, где продолжает учебу в Берлинском техническом университете. По настоянию Советского правительства в 1929 году он возвращается в Грузию и становится начальником индустриальной секции профессионального образования в Народном комиссариате образования. С 1930 года Константин Кандарели занимал посты председателя секции инженеров-техников Республиканского бюро союза металлургов Грузии, председателя интернационального бюро машиностроения Грузии, был членом президиума Бюро инженеров-техников Грузии, главным редактором журнала «Техника и труд», читал лекции на факультете машиностроения в Политехническом институте Грузии. Последним местом работы Кандарели был завод им. Серго Орджоникидзе, куда в 1931 году он был назначен директором, проработав на этом посту до своего ареста в 1937 году.
Константина Кандарели арестовали 1 мая 1937 года, на рассвете. Аресту предшествовал обыск в доме и конфискация имущества.
13 сентября 1937 года Константин Кандарели был осужден Коллегией Верховного суда СССР по статьям 58-7 (саботаж), 58-9 (диверсионный акт) и 58-11 (организованные действия, направленные на подготовку и совершение преступления) и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 сентября 1937 года (по другим источникам, 30 мая 1939 года). Ему было 35 лет. У него остались жена и двое детей: семилетний Ираклий и четырехлетняя Тина.
Брат Константина Владимир также был арестован в 1937 году и приговорен к расстрелу.
27 октября 1937 года его жена Елена Сергеевна Соколова-Кандарели пришла узнать о судьбе мужа, и ее арестовали прямо в здании НКВД. На основании указа специального совета при НКВД Грузинской ССР от 7 октября 1937 года она была приговорена к восьми годам лишения свободы по обвинению в «атисоветской агитации и пропаганде». Суд состоялся 28 декабря 1937 года.
Со 2 февраля 1938 года она отбывала срок в Казахстане, в Акмолинском лагере жен изменников родины (АЛЖИР), где ей увеличили срок заключения на два года. Последние годы заключения Елена Кандарели отбывала в Карагандинскиом районе, в закрытой зоне города Делинское, где до 13 ноября 1946 года работала учетчицей тракторного парка. Елену Кандарели освободили в марте 1947 года без права жительства в Тбилиси.
Почти 20 лет семья ничего не знала о судьбе Константина Кандарели.
Константин Георгиевич Кандарели и его брат Владимир Георгиевич Кандарели были реабилитированы посмертно в 1956 году. В том же году была реабилитирована и Елена Сергеевна Соколова-Кандарели.
Архивные фотографии и документы следственного дела | Церемония установки таблички «Последнего адреса» (фото) |