В небольшом трехэтажном доме № 72 на Большом проспекте Васильевского острова жили как минимум двое работников Балтийского завода (бывшего завода №189 им. Орджоникидзе). Оба они были арестованы и расстреляны осенью 1937 года в разгар польской операции НКВД. В 2016 году правнучка закрепила на этом доме табличку Ивану Викторовичу Шаболтасу. Сегодня здесь появилась вторая табличка. Инициатором ее установки стал правнук Болеслава Казимировича Мисника 14-летний Тимур Сафаров.
Болеслав Казимирович Мисник родился в 1906 году в Петербурге в польской семье. Его родители Казимир Михайлович и Розалия Михайловна (урожденная Гриб) жили в Петербурге с 1885 года. Болеслав был средним сыном в семье, у него была старшая сестра Юлия (1905 г.р.) и младшая сестра Софья (1910 г.р.). Дети окончили польскую школу, затем Болеслав окончил профтехшколу (училище) при Балтийском заводе, где работал его отец. Мать Болеслава работала гладильщицей, после рождения детей стала домохозяйкой.
С 14-ти лет Болеслав начал работать на Балтийском заводе учеником-чертежником, в конструкторском бюро работал вплоть до призыва в Красную Армию в 1928 году. В армии он служил один год, получил звание командира взвода. В 1929 году по возвращении из армии Болеслав Казимирович снова поступил на работу в конструкторское бюро на Балтийском заводе, где и проработал начальником сектора трубопроводов до ареста.
В 1932 году Болеслав Мисник женился на Юлии Васильевне Петровой. В семье родились дочь Элеонора (в 1933 году) и сын Геннадий (в 1937 году).
Мисник был арестован 20 сентября 1937 года на основании оперативного приказа НКВД № 00485, положившем начало «польской операции» и другим национальным операциям, проводимым по ее сценарию. В одном только Ленинграде по «польской операции» в 1937-38 годах были расстреляны 5635 человек. Несмотря на относительную сложность процедуры (так называемые «альбомы» с короткими справками о человеке составлялись в региональных НКВД, утверждались региональными «двойками» и отправлялись в Москву на рассмотрение большой «двойки»), расстрельный приговор Миснику был подписан уже 26 сентября, а расстрел произведен, согласно документам, 6 октября 1937 года, то есть менее чем через месяц после ареста.
«В конструкторском бюро сын работал с утра до позднего вечера. Со своей точки зрения знал своего сына как трудолюбивого честного гражданина СССР. Уверен, что он умышленно и сознательно врагом советского народа не может быть», - писал в 1940 году в надежде спасти сына его отец. Казимир Мисник к 1937 году работал старшим мастером в литейном цехе Балтийского завода, после ареста сына его уволили, и он вынужден был устроиться дворником.
После ареста мужа Юлия Васильевна Мисник была административно выслана из Ленинграда в Вятлаг Кировской области. Дети – старшей было четыре года, младшему всего четыре месяца – остались на руках у бабушки с дедушкой. Младшая сестра их отца Софья фактически вырастила их – высылка матери была отменена лишь через 20 лет, 9 января 1958 года.
Годом ранее определением Военного трибунала Киевского военного округа Болеслав Казимирович Мисник был реабилитирован посмертно «за отсутствием состава преступления».
Родные отца и матери помогли детям получить образование: оба окончили Ленинградский кораблестроительный институт, работали на судостроительных предприятиях Ленинграда-Санкт-Петербурга. Дочь Мисника Элеонора Болеславовна Хвостова жива до сих пор, ей 85 лет.
Архивные фотографии и документы | Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото |