Шестиэтажный кирпичный дом был построен в 1929-1030 годах на месте усадебного пруда. До середины 1960-х годов здесь были коммунальные квартиры.
Согласно базам Мемориала, не менее двух жильцов этого дома стали жертвами политических репрессий. Вчера мы установили памятный знак одному из них: Юлию Викторовичу Маргулису. Второму - Якову Савельевичу Цегельницкому - сегодня также установили памятный знак.
Яков Савельевич Цегельницкий родился в 1886 году в Вильно. В семье, кроме него, росли еще два брата и сестра. О юности Якова Савельевича нам мало что известно, лишь то, что одно время он жил в Варшаве, возможно, он там учился, что был членом Бунда и как минимум дважды – в 1903 и 1906 годах – подвергался за это аресту.
Жизнь Цегельницкого была тесно связана с Обществом ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России (ОРТ), в котором он на протяжении 30 лет занимал руководящие должности.
«Временный комитет по образованию ОРТа был организован в Санкт-Петербурге в 1880 году. В 1906 году был принят устав организации. Основатели и руководители ОРТа видели миссию своей организации в пропаганде и распространении ремесленного и сельскохозяйственного образования среди евреев России. Овладение новыми, востребованными в стране профессиями должно было стать для российских евреев основой их будущего процветания», - пишет в статье о Цегельницком «Филантропия с риском для жизни: деятельность Якова Цегельницкого на посту главуполномоченного Всемирного союза ОРТ в СССР, 1920-е–1930-е гг.» историк А. И. Иванов.
Летом 1914 года, во многом из-за начавшейся войны и необходимости оказывать помощь еврейским переселенцам из прифронтовой зоны, при ОРТ был создан Отдел трудовой помощи. В 1915 году Яков Цегельницкий стал уполномоченным отдела и занялся организацией помощи беженцам на местах. В 1914-1915 годах он также руководил работой сети трудовых бюро ОРТ в Петрограде.
После революции ОРТ оказался фактически без средств к существованию. Тогда Цегельницкий предложил создать сеть сельскохозяйственных кооперативов для посадки овощей на окраине Петрограда. Под кооперативы удалось получить 20 га земли и даже обеспечить на какое-то время еврейские семьи продуктами.
В 1919 году Цегельницкий становится генеральным секретарем ОРТ, руководящие органы которого к тому моменту перебрались в Москву. Опыт создания сельскохозяйственных кооперативов Цегельницкий решил перенести на более широкую почву, и весной 1920 года направил в Народный комиссариат земледелия РСФСР свой проект по созданию новых еврейских сельскохозяйственных артелей и кооперативов. Предложение вызвало интерес в Наркомземе, но на деле не было воплощено, хотя, как пишет Иванов в своей статье, «в дальнейшем предложения ОРТа по земельному устройству евреев легли в основу масштабного проекта еврейской земледельческой колонизации и создания еврейских автономий в СССР».
Летом 1921 года Цегельницкий принял участие в учредительной конференции Всемирного союза ОРТ в Берлине в качестве генерального секретаря ЦК Всероссийского ОРТ. На конференции он был избран членом Центрального правления Всемирного союза ОРТ и остался в немецкой столице. Здесь он занимался разнообразной работой: руководил подготовкой агрономов-инструкторов для работы в еврейских сельскохозяйственных колониях Польши, Литвы и Бессарабии, создал отдел статистики ОРТ в сотрудничестве с известным экономистом Яковом Лещинским, участвовал в работе так называемой «русской комиссии», рассматривавшей вопрос о помощи евреям Советской России.
В 1922 году были возобновлены дипотношения между Советской Россией и Германией, и в начале 1923 года Цегельницкий в качестве главуполномоченного Союза ОРТ приезжает в Москву, где в конце года открывает официальное представительство берлинской организации в Москве. Этот пост он занимал до 1938 года. В 1928 году он был избран членом правления Всероссийского ОРТ.
«К концу 1920-х еврейская земледельческая колонизация в СССР приобрела черты грандиозного проекта, превосходящего по своим масштабам все подобные начинания от Аргентины до Эрец-Исраэль, - пишет А. И. Иванов. - Данный проект получил в лице Союза ОРТ последовательного и активного сторонника. <…> цели еврейского земельного устройства в СССР совпадали с представлениями Я. С. Цегельницкого, как и других руководителей Союза ОРТ, о необходимости экономического и социального преобразования еврейского сообщества бывшей Российской империи».
Союз ОРТ принял участие в финансировании еврейской колонизации Биробиджана. Цегельницкий активно способствовал участию ОРТ в финансировании строительства промышленных предприятий на территории Еврейской автономной области.
«Разработанные им и во многом воплощенные в жизнь ОРТовские программы «конструктивной помощи», которые можно рассматривать как достижения профессиональной филантропии 1920-1930-х годов, помогли тысячам евреев СССР, в большинстве своем лишенцам, получить рабочие и сельскохозяйственные специальности, а также инструменты и оборудование. Это позволило им в короткий срок адаптироваться в новых советских социально-экономических реалиях», - заключает Иванов.
10 апреля 1938 года Яков Савельевич был арестован по обвинению в «шпионаже».
Известие об этом повергло руководителей Союза ОРТ в шок. В Совнарком было немедленно направлено письмо, подписанное членами Центрального правления ОРТ (ЦП), в котором говорилось следующее: «Я. С. Цегельницкий принадлежит к ветеранам ОРТ (свою работу в ОРТ он начал в 1913 г.). ЦП, которое знает его в течение многих лет и находилось в постоянном тесном контакте с ним, может с абсолютной уверенностью сказать, что он никогда не занимался политической деятельностью, а отдавался исключительно работе ОРТ. Он всегда действовал в соответствии с законами и постановлениями Советского правительства. За границей Цегельницкий всегда по мере своих возможностей охранял интересы деклассированных (и трудящихся) евреев СССР, которым Советское правительство тоже уделяло много внимания. В виду вышеизложенного мы просим пересмотреть дело Цегельницкого… Все имеющиеся у нас данные не оставляют сомнения в том, что он всегда был безгранично предан своей задаче, как уполномоченный Союза ОРТ, и действовал совершенно лояльно по отношению к своей стране» (письмо хранится в архиве Всемирного ОРТ). Это письмо было оставлено без ответа.
29 сентября 1939 года Цегельницкий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Срок он отбывал в Унженском лагере, где скончался 23 февраля 1942 года.
Яков Савельевич Цегельницкий был посмертно реабилитирован в 1957 году «за отсутствием состава преступления».
Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»: фото, видео