Пятиэтажный дом № 25 по улице Ленина был построен в 1902 году как доходный дом М.Т. Стрелина. Тогда этот дом имел адрес улица Широкая, 15. В дальнейшем улица была переименована в улицу Ленина, а после изменения нумерации на ней дом стал носить номер 25. Этот дом стал «последним адресом» как минимум для троих жителей: Николая Мурграфа, Владислава Маковского и Ильи Харитонова. Двое из них были арестованы в годы Большого террора, еще один – по «Ленинградскому делу». По инициативе сегодняшних жителей этого дома им были установлены памятные таблички.
Николай Карлович Мурграф родился в 1889 году во Ржеве Тверской губернии в семье Карла-Константина и Марии Антоновны Мурграф. В семье было как минимум четверо братьев и сестер, и никто из них не пережил репрессии и блокаду.
Николай окончил коммерческое училище. Его имя есть в справочнике «Весь Петербург» за 1913 год, где он значится как дворянин, служащий в Главном управлении уделов Министерства императорского двора.
В 1924 году Николай Карлович работал делопроизводителем и жил на Петроградской стороне вместе с другими членами большой семьи Мурграф.
Большой была и собственная семья Николая Карловича: у него и его жены Александры Константиновны Мурграф было четверо детей – Валентин, Вадим, Галина и Марина. К моменту ареста 48-летний Николай Мурграф работал заведующим военным столом треста «Связьмонтаж».
Николая Карловича арестовали 6 апреля 1937 года. Комиссией НКВД и Прокурора СССР 12 января 1938 года он был заочно приговорен к расстрелу по статьям 58-6, 8, 11 УК РСФСР (шпионаж, террористическая деятельность, участие в контрреволюционной организации). Приговор был приведен в исполнение 18 января 1938 года.
26 августа 1941 года был арестован живший по тому же адресу старший брат Николая, Владимир Карлович Мурграф, доцент кафедры математики Ленинградского сельскохозяйственного института. По обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации он был приговорен к лагерному заключению и умер 19 сентября 1941 года в областной лагерной больнице УНКВД Свердловской области.
Их сестры, Антонина Карловна Шенк и София Карловна Васильева, погибли в блокаду в декабре 1941 и марте 1942 года, соответственно.
Николай Карлович Мурграф был реабилитирован в 1989 году.
Владислав Альфонсович Маковский родился в 1898 года в деревне Загарышки Мариампольского уезда Сувалкской губернии в Польше, поляк по национальности. Семья Маковских перебралась в Петербург/Петроград до революции, и младший брат Владислава Станислав родился здесь в 1916 году.
Вероятно, сначала семья Маковских жила по адресу ул. Марата, 76 (такой адрес у В.А. Маковского в справочнике «Весь Ленинград» за 1924 год). Затем Владислав Альфонсович переехал в дом № 15 на улице Ленина. К моменту ареста он занимал должность начальника планового отдела торфопредприятия «Ириновское» на станции Рахья Октябрьской железной дороги. Образование у него было среднее, членом партии он не был.
Владислав Альфонсович был арестован 26 августа 1937 года по обвинению в «участии в контрреволюционной диверсионно-вредительской группе». Постановлением Особой Тройки УНКВД Ленинградской области от 19 декабря 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 24 декабря 1937 года. Ему было 39 лет.
По адресу ул. Марата, 76 еще недолго после ареста Владислава продолжал жить его младший брат Станислав Альфонсович Маковский. Он работал слесарем на заводе «Красный треугольник». В марте 1938 года он был арестован и расстрелян по приговору Особой тройки 22 октября 1938 года. Ему было всего 22 года.
Их мать Владислава Ивановна Маковская на пять лет пережила двух расстрелянных сыновей. Она погибла в блокаду в 1942 году.
Владислав Альфонсович Маковский был реабилитирован в 1958 году.
Илья Степанович Харитонов родился в 1903 году в селе Иверовское Тверской губернии. С 1923 года он учился на рабфаке, затем окончил Ленинградский электротехнический институт по специальности «инженер-электрик», работал начальником электрохозяйства оборонного завода.
Илья Степанович вступил в ВКП(б) в 1926 году. С 1933 года он находился на политической работе, был секретарем, затем 1-м секретарем Приморского районного комитета ВКП(б). Во время блокады он жил с семьей в доме № 25 по улице Ленина.
С 1944 года Харитонов на партийной должности в Ленинградском городском комитете ВКП(б). С 23 июля 1946 по декабрь 1948 года он – председатель Исполнительного комитета Ленинградского областного совета, занимался восстановлением народного хозяйства области после войны, уделяя особое внимание гидроэнергетике, газосланцевой промышленности. В 1947 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР 2-го созыва от Ленинградской области.
С декабря 1948 года и до ареста Харитонов – слушатель курсов секретарей обкомов и председателей облисполкомов при ЦК ВКП(б). Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», орденом Отечественной войны 1-й степени.
Илья Степанович был арестован 3 ноября 1949 года в рамках так называемого «Ленинградского дела» и включен в сталинский расстрельный список от 23 марта 1950 года. Фамилию Харитонова в этом списке сопровождает следующее обвинение:
«Обвиняется в том, что, работая с 1939 года на руководящих постах в ленинградской партийной организации, являлся сообщником Кузнецова, Капустина и Соловьева по подрывной работе.
Действуя заодно с ними, попирал принципы внутрипартийной и советской демократии, подвергал гонению лиц, осмеливавшихся выступать с критикой, поощрял подхалимов и угодников.
Являлся соавтором ряда антипартийных документов, запускал руку в карман государства, присваивая государственное имущество и разбазаривая денежные средства.
Изобличается показаниями арестованных Кузнецова, Капустина и Соловьева и других своих сообщников».
Этот список из 85 человек «арестованных МГБ СССР изменников родины, шпионов, подрывников и террористов» был направлен министром государственной безопасности Абакумовым на одобрение Сталину:
«…Заседания Военной коллегии, по опыту прошлого, считаем необходимым провести без участия сторон в Лефортовской тюрьме, с рассмотрением дел на каждого обвиняемого в отдельности, без права обжалования, помилования и с приведением приговора суда в исполнение немедленно…»
28 октября 1950 года Военная коллегия Верховного Суда СССР оформила в виде приговора уже принятое ранее решение. В этот день Харитонов и 11 других фигурантов «Ленинградского дела» были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны.
Илья Степанович Харитонов был реабилитирован в 1954 году.
Его имя упомянуто на памятнике репрессированным руководителям Ленинграда на Донском кладбище в Москве, а также на памятной доске репрессированным руководителям Ленинградской области, установленной в фойе областного выставочного зала «Смольный» в Санкт-Петербурге.