Двухэтажный жилой дом № 46 по улице Красные Зори в городе Выкса был построен в 1932 году. Здесь, в квартире № 7, жил вместе с женой инженер-металлург Александр Абрамович Иоффе. Он работал заместителем начальника Новомартеновского цеха Выксунского металлургического завода. Табличка памяти Александра Иоффе установлена по инициативе его внучки, Ольги Ефремовой.
Александр Абрамович Иоффе родился в 1902 году в Екатеринославе (ныне – Днепр, Украина). Его отец был горным инженером (по другим данным – делопроизводителем), мать – учительницей. По семейным воспоминаниям, отец рано умер от холеры, и чтобы прокормить детей, Полина Львовна Иоффе решила работать, организовав гимназию и став ее директором.
В июне 1919 года Александр Иоффе был мобилизован в армию Деникина рядовым Донского студенческого полка. На допросе после ареста он сообщил, что в боях с Красной Армией тогда не участвовал. Спустя три месяца он был демобилизован для продолжения образования.
Высшее образование Александр получил в Ленинграде: в 1927 году он окончил Ленинградский Политехнический институт имени Калинина, получил профессию инженера-металлурга.
В 1928 году Александр Абрамович женился на Вере Борисовне Беккерман, в 1929 году у них родилась дочь Татьяна, в 1930 году – дочь Наталья. Вскоре родители развелись, дочери остались жить с матерью в Ленинграде (брат Веры Борисовны, Лев Беккерман, был арестован и расстрелян в 1937 году. В июне 2019 года «Последний адрес» установил ему табличку в Петербурге).
В 1931 году Александр женился во второй раз, на Суламифи Исаевне Рейнгольд.
С этого же года он стал кандидатом в члены ВКП(б), но в августе 1936 года партийная организация Мариуполя исключила его из кандидатов «за несвоевременное сообщение о родственной связи с контрреволюционером Рейнгольдом». Исаак Исаевич Рейнгольд – брат второй жены Александра, советский государственный деятель, фигурант Первого Московского процесса, был расстрелян в августе 1936 года. После апелляции на исключение из кандидатов в ВКП(б) Иоффе был переведен в сочувствующие.
До 1936 года Александр Иоффе работал на металлургическом комбинате «Азовсталь» в Мариуполе. В сентябре 1936 года по командировке Главного управления металлургической промышленности Александр Иоффе был переведен на Выксунский металлургический завод (ВМЗ). Сначала он работал инженером по тепловому режиму, затем стал заместителем начальника Новомартеновского цеха завода.
В ночь с 19 на 20 марта 1937 года в квартире Александра Иоффе был произведен обыск, а сам он арестован и переведен под стражу в Горьковскую тюрьму. Днем 19 марта обыск прошел также и в его кабинете на ВМЗ.
Спустя два месяца после ареста Александра Иоффе в деле появляется его первый допрос по существу дела (не считая допросов для заполнения биографической анкеты сразу после ареста). Этот допрос от 13 мая 1937 года начинается со слов следователя: «На протяжении почти двух месяцев Вы упорствуете и не признаетесь в той контрреволюционной деятельности, которую Вы вели». На что, согласно протоколу допроса, Александр Иоффе отвечает: «Я решил рассказать все о своей преступной контрреволюционной работе. Признаю, что до ареста я являлся участником троцкистской диверсионно-вредительской организации. Прошу выслушать меня о причинах моего запирательства: с первого же дня после ареста я был охвачен ужасом от совершенных мною тяжких преступлений и грозивших последствий и начал отрицать свою вину».
Далее на 11 страницах следует длинный список «самобичевания» и «признаний», в том числе в участии в «контрреволюционной, диверсионно-вредительской организации», действовавшей на ВМЗ, и «подрывной деятельности». Мы можем только догадываться, какие пытки пришлось пережить Александру Иоффе, не признававшему свою вину на протяжении почти двух месяцев после ареста.
Второй и последний полуторастраничный допрос был лишь через полгода – в ноябре 1937-го. Еще через полгода, в апреле 1938-го, Александру Иоффе было объявлено об окончании следствия.
21-22 июля 1938 года в Горьком состоялось закрытое заседание Военного трибунала Московского военного округа под председательством военного юриста первого ранга Суслина, на котором рассматривалось дело против 16 руководящих сотрудников Выксунского металлургического завода. Трибунал постановил, что на ВМЗ с 1933 года «действовала антисоветская террористическая, диверсионно-вредительская и шпионская организация правых, которая ставила своей задачей насильственное свержение Советской власти с помощью фашистских государств и восстановление в СССР капиталистического строя».
В суде Александр Абрамович Иоффе не признал свою вину и заявил, что на предварительном следствии оговорил себя и других.
Военный трибунал приговорил к расстрелу девять человек: А.А. Иоффе, А.А. Попова, В.Н. Клюева, И.А. Тетельбаума, М.Д. Соболева, И.Г. Неймарка, П.Г. Черепнина, А.Е. Фокина, А.Ф. Лаптева. К лагерному заключению на 20 лет были приговорены двое: С.И. Нестеренко, Е.Д. Мокроносов. К 15 годам лагеря были приговорены пятеро: В.Д. Усольцев, П.И. Климов, Д.А. Попов, И.И. Шаров, А.А. Бурмистров. У всех осужденных полагалось конфисковать имущество.
Несмотря на то, что приговор Военного трибунала не подлежал обжалованию, в отношении семерых осужденных к расстрелу, в том числе и Александра Иоффе, он был приведен в исполнение лишь спустя четыре месяца, 17 ноября 1938 года, в Горьком (если верить документам НКВД по Горьковской области).
Александр Александрович Иоффе провел в заключении более полутора лет, из которых в его уголовное дело попали лишь два допроса и два дня заседания Военного трибунала.
В 1956 году Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор Военного трибунала «по вновь открывшимся обстоятельствам» и прекратила дело «за отсутствием состава преступления». Александр Абрамович Иоффе был реабилитирован посмертно.
Отдельно в постановлении 1956 года отмечено: «Было установлено, что работниками УНКВД Горьковской области в 1937-1938 годах грубо нарушалась соцзаконность. Лица, принимавшие участие в расследовании этого дела, Ваксенбург, Шлимович, Степушкин, уволены из органов госбезопасности, а Лаврушин* и Миславский* осуждены».
—
*Иван Яковлевич Лаврушин в 1937-1938 годах был начальником УНКВД Горьковской области, расстрелян в Москве в 1940 году. В 1999 году в его реабилитации было отказано.
*Исаак Савельевич Миславский в 1937-1937 годах был помощником начальника 3 отдела УНКВД Горьковской области, умер в 1983 году.
"Последний адрес" благодарит Музей истории ВМЗ за помощь в архивной работе и жителей дома 46 за поддержку проекта.
Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео